Музей шедевров
[vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]
В нашей республике проходят мероприятия, посвященные 200–летию вхождения Дагестана в состав Росси, также 2013 году отмечалось 400–летие Дома Романовых, которому был посвящен ряд публикаций в «Проджи». Продолжая эту традицию, мы представляем нашим читателям интервью генерального директора Музеев Московского Кремля Елены Гагариной, которая рассказала об истории создания Музеев и о его экспонатах.
– Елена Юрьевна, расскажите об истории образования Музеев Московского Кремля.
– Датой основания нашего музея принято считать 10 марта 1806 года – день, когда император Александр I подписал указ «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате ценностей». Однако история сложения уникальных коллекций музея уходит далеко вглубь веков. В основе его лежит древняя великокняжеская казна, о существовании которой мы знаем по документам, начиная с первой половины XIV в. – именно там хранилась знаменитая Шапка Мономаха, которой венчались на великое княжение и царство с конца XV столетия и до 1682 года. Великокняжеская, а затем царская казна хранилась в Кремле, постоянно бережно сберегаемая и пополнявшаяся на протяжении веков, превратившись спустя пять столетий в старейший московский музей «Оружейная палата».
Важным этапом в становлении музея стали 1920-е годы, когда собрание музея значительно увеличилось, и сложился уникальный комплекс, в состав которого, кроме Оружейной палаты, вошли Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы, церковь Ризположения, ансамбль колокольни Ивана Великого и Патриарший дворец XVII в. В 1990 году Московский Кремль включен в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
– Как проходила церемония венчания на царство в XVI – XVII веках?
– Обряд венчания на царство состоял из нескольких этапов, следовавших друг за другом. Все начиналось с торжественного объявления о предстоящем событии и последующей за этим подготовкой к нему. Особым образом оформлялся Успенский собор, где прошли все церемонии венчания и коронации российских монархов с 1547 по 1896 год.
В объявленный день церемония начиналась с торжественного, под колокольный звон, переноса царских регалий в Успенский собор, где их встречал митрополит с архиепископами, епископами и всем духовенством. После того, как регалии с великим поклонением и честью располагали на специальном аналое рядом с царским местом, начинался торжественный выход государя из дворца и его шествие в Успенский собор. Его встречал митрополит со всем духовенством, который после молебна и особых напутственных речей возлагал на государя регалии (в том числе, знаменитую шапку Мономаха). После этого происходило миропомазание – важнейший обряд, знаменовавший, что власть государя обрела священный характер.
Наконец, финальным этапом сакрального действа являлось таинство причащения, по завершении которого царь, осыпаемый золотыми и серебряными монетами, следовал в Архангельский и Благовещенский соборы, поклониться могилам предков, чудотворным иконам и другим святыням. Празднества продолжались роскошным пиром в Грановитой палате. Кроме того, обязательной частью торжеств, посвященных венчаниям на царство, было подношение даров вновь избранному государю – как от своих подданных, так и от представителей иностранных держав.
– Регалии каких царей этого периода хранятся в музее?
– В нашем музее хранится полный комплекс государственных регалий, использовавшихся во время церемонии поставления на престол всех русских царей, от Ивана IV и до Петра Алексеевича (будущего императора Петра I). С течением времени состав этого комплекса постоянно обновлялся, в настоящее время он включает себя шапку Мономаха, а также бармы (широкое оплечье со священными изображениями, возлагавшиеся на будущего государя в ходе церемонии венчания на царство), Крест Животворящего древа, цепь, скипетр и державу.
– В чем заключалось отличие коронации XVII – XIX веков от предыдущего периода? Какие регалии использовались?
– Новый церемониал был разработан вначале XVIII в., после объявления в 1721 году России империей и принятием Петром I императорского титула,
на основе уже сложившегося обряда венчания на царство, но с существенными изменениями, сделанными на основе изучения западноевропейских коронаций. Прежде всего, изменился состав регалий – из старого комплекса сохранились только скипетр и держава. Прочие царские инсигнии, не имевшие аналогов в европейской традиции, упразднялись, а Шапка Мономаха уступила место императорской короне. Кроме того, в состав коронационных регалий были также включены мантия, цепь ордена Святого Андрея Первозванного, знамя, меч и печать.
Несмотря на перевод столицы в Санкт-Петербург, коронационные торжества по-прежнему проводились в Москве, а само священнодействие – в Успенском соборе Московского Кремля. Сакральная церемония вступления на престол нового монарха примерно повторяла венчание на царство и состояла из возложения регалий, литургии, миропомазания и причащения. По окончании действа в Успенском соборе следовали, как и раньше, шествие в Архангельский и Благовещенский соборы, пир в Грановитой палате, прием даров и поздравительные аудиенции – в том числе послов иностранных держав.
В рамках торжеств устраивались также многочисленные званые ужины, балы, фейерверки, представления и народные гуляния, продолжавшиеся на протяжении нескольких дней.
– Если можно, расскажите поподробнее о символах царской власти – Шапке Мономаха и Державе.
– Шапка Мономаха принадлежит к числу ценнейших реликвий, являясь главным символом российской государственности. Своим названием этот старинный драгоценный венец обязан легенде, появившейся, скорее всего, при Иване III. Во времена его правления Россия стала одним из сильнейших государств Восточной Европы, претендуя на роль главного защитника православия после падения Византии.
Тогда и появилось предание о царском венце, подаренном византийским императором Константином Мономахом русскому князю Владимиру Мономаху. На протяжении двух столетий Шапка Мономаха неизменно участвовала во всех поставлениях на престол. В последний раз она была возложена на голову Ивана Алексеевича, брата будущего царя Петра I в 1682 году.
В действительности же, мы не имеем никаких документальных данных о том, как Шапка Мономаха оказалась в сокровищнице московских князей.
Скорее всего, она была подарена князю Ивану Калите ханом Узбеком – властителем Золотой Орды, об этом свидетельствует форма шапки, напоминающая традиционные монгольские и тюркские головные уборы, а также орнамент, характерных для изделий золотоордынских ювелиров XIV века.
Держава (или державное яблоко) – символическое изображение земного шара, олицетворяет власть государя над миром. Впервые она была использована при венчании на царство Бориса Годунова и не утратила своего значения вплоть до самой последней коронации – Николая II, несмотря на то, что состав государственных регалий был почти полностью изменен.
– Какие еще интересные экспонаты, принадлежащие российским самодержцам, хранятся в Музее?
– Музеи Кремля владеют уникальным собранием, целиком связанным с жизнью великокняжеского, царского и императорского двора, здесь почти нет вещей, не принадлежащих кому-нибудь из российских самодержцев.
Все экспонаты входили в состав государственной сокровищницы, поэтому не будет преувеличением сказать, что наш музей состоит из одних шедевров.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]