Махачкала

Между Грузией и Дагестаном История и обычаи грузинских аварцев

17:24  21.11.12
0
1701

Тиви, Сарусо и Чантлискуре – это названия грузинских сел, в которых проживают аварцы. Но, к сожалению, не многие дагестанцы знают о компактном поселении цезских народов в Грузии. Мы решили исправить эту несправедливость и рассказать немного об аварцах, проживающих в соседнем государстве.

Все три села расположены в восточной части Грузии, в Кварельском районе. Аварцы в Грузии проживают и в Лагодехском муниципалитете, но не так компактно, как в указанных трех селах. Кварельский район Грузии граничит с Цунтинским и Тляратинским районами Дагестана.
Немного об истории Тиви
Современные жители этого села – потомки жителей двух селений: Тиви и некогда существовавшего селения Тебельджохи. Село Тебельджохи находилось между грузинскими селами Зинобиани и Ахалсопели.
По рассказам старожилов Тиви, в 1944 году во время депортации вайнахов в Среднюю Азию жителей Тиви и Тебельджохи переселили в Чечню, где они прожили почти 13 лет. Массовый возврат аварцев в Грузию начался в 1957 году, когда депортированным вайнахам было разрешено возвратиться в свои дома в Чечне.
Вернувшись в Грузию, аварцы обнаружили свои дома разрушенными. Стали строиться новые поселения. Место было выбрано поближе к горам, рядом с лесистой местностью. Новому поселению дали старое название – Тиви, при этом исчезло селение Тебельджохи.
До развала Советского Союза в Тиви было около 315 хозяйств, в которых проживало 480 семей. Однако в результате распада СССР и сложившейся неблагополучной политической и экономической ситуации в Грузии многие были вынуждены покинуть свои дома и перебраться в Россию, в частности – в Дагестан.
Проживающие в Кахетии аварцы – мусульмане-сунниты. Они соблюдают исламские предписания и празднуют мусульманские праздники. В селах есть мечети, куда на пятничную молитву собираются местные мужчины.
Сейчас в Тиви – 120 хозяйств. Аварцы этого села говорят на анцухском диалекте аварского языка. Кроме этого, они говорят по-аварски, по-грузински и по-русски. А многие из тех, кто имел длительный контакт с азербайджанцами, говорят и по-азербайджански. У некоторых жителей села – по два имени: мусульманское и грузинское. Мусульманское имя может быть официальным (записанным в документах), а грузинское – для общения в грузинском обществе. Например: Айшат – Этери, Шарижат – Диана.
Подготовка к свадьбе: вчера и сегодня
Грузинский этнограф Нана Омарашвили, описывая сватовство грузинских аварцев, указывает, что в Дагестане, как и на всем Кавказе, к девочке могли посвататься, когда она еще лежала в люльке или даже еще не родилась. Потом, по достижению ею 16–17 лет, можно было играть свадьбу. Со временем эта традиция ушла в прошлое, изменился средний брачный возраст. Если примерно до середины ХХ века преобладали более ранние браки (девушки 12–15 лет, мужчины – 16–18 лет), то теперь девочки выходят замуж до 18–20 лет, а мужчины обзаводятся семьями к 23 годам и в более старшем возрасте. В современном Тиви родители молодых, как правило, не принимают решения, не посоветовавшись с ними. Прежде чем дать согласие, родители невесты теперь учитывают мнение дочери.
Как пишет Нана Омарошвили, в конце XIX века леки (исторически так сложилось, что дагестанцев в Грузии называют леками), когда просили руку девушки, несли в кожаной суме (хурджини) еду, которую оставляли в доме невесты. На следующий день приходили смотреть: если еда была нетронутой, это означало отказ. Если же еды не было, значит семья невесты дала свое согласие на брак. Иногда молодые долго оставались в статусе жениха и невесты, это зависело от материального положения молодых. При этом, как отмечает этнограф, они могли встречаться тайком от всех, и даже появлялись дети.
В современном Тиви невест нередко похищают. Но, как правило, все происходит по взаимному согласию не только жениха и невесты, но и их родителей. Скорее всего, такую форму похищения в Дагестане назвали бы побегом, но в Тиви это считается похищением и слово «побег» в этом контексте не используют.
Если же жители этого села готовятся к свадьбе в традиционном понимании, без организации побега, то период между сватовством и свадьбой может быть разным: от 2–3 месяцев до 3 лет. Как правило, это зависит от материального благосостояния семей. При этом в течение всего периода молодые не имеют права встречаться и общаться, хотя им разрешено созваниваться по мобильным телефонам. Бывают случаи, когда такое виртуальное общение разочаровывает, и тогда невеста вправе отказать жениху до свадьбы.
Почти два года назад Мадину Махмудову, жительницу Тиви, украл ее муж. Свадьбу сыграли не сразу, спустя несколько месяцев:
– У нас не положено встречаться с парнем до свадьбы. Мы с моим мужем по телефону разговаривали. Если по мне, то я за то, чтобы до свадьбы не общались. Если потом что-то в нем не понравится, как с ним жить? А когда не знаешь, какой он, то потом, когда он становится мужем, уже не так страшно, – говорит Мадина.
Среди грузинских аварцев, как и среди дагестанских, межродственные браки не запрещены. Но, несмотря на это, большинство жителей Тиви не приветствуют браки между близкими родственниками. Хотя отметим, что в селе почти все друг другу приходятся родней. Но здесь свою роль сыграли политические отношения между двумя странами. До введения Россией визового режима для граждан Грузии молодые парни из Тиви могли привозить невесту из родственных дагестанских селений (чаще из Тляратинского района), а девушки выходили замуж в Дагестан. В современных условиях, после введения визового режима, этот процесс заметно ослаб. Сейчас невесту из Дагестана привозят только те, у кого есть российский паспорт. Но таких случаев в селе очень мало: едва ли не один случай в год. А тивские девушки уже практически не выходят замуж в Дагестан.
Проживающие в Кахетии леки, как правило, не женятся на представителях других наций – тивское общество это осуждает. Но несмотря на это, по словам местных жителей, в истории Тиви все же было 7–8 случаев грузино-аварских браков.
– Однажды был случай, когда девушка вышла замуж за грузина. Родители с ней около 20 лет не разговаривали, не ходили к ней и сюда ее не пускали. Но потом все равно помирились. Даже у меня были небольшие проблемы с родственниками из-за того, что я за азербайджанца замуж вышла. Постоянно спрашивали: «Почему не за своего?» Хоть он и мусульманин, но все равно недовольны были», – говорит Арапат Шамилова, жительница Тиви.
Грузины, проживающие рядом с леками, тоже не одобряют грузино-аварские браки.
– Я своим детям не разрешила бы жениться или выйти замуж за аварцев, потому что традиции у нас разные и – самое главное – религии, – сказала грузинка Вардико Докбадзе, проживающая в соседнем селе Ахалсопели.
Хинкал и хинкали в одной тарелке
Проживая несколько веков по соседству с грузинами, местные аварцы все же переняли некоторые элементы грузинской культуры, например, пищу. Но если в грузинской кухне используют свинину, леки заменяют ее бараниной или говядиной. Грузинские аварцы в приготовлении еды используют также различные специи, которые распространены в Грузии: хмели-сунели, кама, сванскую соль. Конечно, большой популярностью тут пользуются и аварские национальные блюда.
Несмотря на то, что Кахетия считается винодельческим регионом, у тивских аварцев этот напиток не столь популярен, как у их соседей-грузин. Веками проживающие в Кахетии аварцы умеют готовить вино, но сами употребляют его только на праздники, либо по случаю приезда дорогих гостей. То есть в этом селении вино не является атрибутом повседневного стола.
Рассказывая о традициях стола, житель соседнего села Ахалсопели Гиорги Хатиашвили отмечает: «Здесь, в Тиви, никто не скажет: «Пойдем, выпьем». Если приглашают, то на чай. У нас обязательно поставят стакан вина. И на праздниках спиртное здесь не так пьют, как у нас. На похоронах у них вообще не пьют, только на свадьбах».
За время проживания в Кахетии цезских народов взаимоотношения между грузинами и аварцами стали настолько близкими, что произошел культурный взаимообмен. Правда, стоит отметить, что чаще аварцы перенимают что-то у грузин, чем наоборот. Социологи об этом явлении говорят, что в таких случаях у этнического меньшинства практически нет возможности воздействовать на коренной этнос. И тем не менее, как показывает экскурс в историю, народы Дагестана и Грузии, являясь ближайшими соседями, были связаны не только исторической, но и этнической общностью.

17:24  21.11.12
0
1701

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *