Махачкала

Махачкалинский маяк

12:20  25.09.12
0
139

Одним из главных отличий любого морского города, безусловно, является маяк. И у каждого маяка есть собственное имя, свой паспорт, своя судьба и своя история.

Первые маяки появились на 119Средиземном море около четырех тысяч лет назад вместе с первыми кораблями. Сначала это были просто костры на берегу, указывавшие безопасный путь судам. Позднее греки стали строить специальные каменные башни и разводить огонь на их кровле. Ночью было видно пламя, днем – столб дыма.
Самым известным из маяков стал Фаросский, считавшийся одним из семи чудес света Древнего мира. Царь Птолемей I решил возвести в Александрийской гавани маяк, достойный его столицы. На острове Фарос перед входом в порт по проекту архитектора Сострата была возведена башня из каменных блоков высотой, по разным данным, около 110 или 180 метров. Венчали ее мраморные статуи. Около трехсот человек постоянно обслуживали гигантский фонарь, доставляя на вершину маяка дрова и другие горючие материалы. Свет был виден за пятьдесят километров. Маяк служил мореходам почти тысячу лет, его разрушило землетрясение в 1326 году. Интересно, что, кроме настоящих маяков, в старину существовали и ложные, построенные специально для того, чтобы заманивать суда на мель или на рифы, а затем грабить.
История махачкалинского маяка неотделима от истории города. Сооружение младше столицы всего лишь на несколько лет. В 1841году в Петровске было заложено крупное укрепление – порт, через который дешевым и удобным водным путем с Волги шло регулярное снабжение кавказских войск. В 1852 г. был построен Петровский маяк, и тогда уже существовало два рейда на расстоянии 2 км от берега: казенный – для судов с купеческими товарами и военный – для судов с военными грузами. По слухам, именно на месте нынешнего маяка в далеком XVIII веке сам Петр I заложил камень укрепления Петровского, выросшего в город. Первый маяк представлял собой башню с фонарем наверху с восемью лампами с рефлекторами.
«Современный же полосатый красно-белый восьмигранник высотой 27 метров, на высоте 84 метра над уровнем моря, построили в 1866 году. Выше маяка в Махачкале лишь телебашня. Наверх ведет крутая винтовая лестница с 117 ступенями. Дальность видимости его света 24 мили, это почти 50 километров», – рассказывает Роман Курабеков, работающий на маяке с 1994 года. Семья Курабековых служит этому делу давно, отец Романа Гаджикабир также работал на маяке с 1985-го по 2005 год. А Роман еще мальчишкой пропадал на работе у отца, наблюдая за смотрителем маяка и помогая ему в работе.
Направленный свет прожектора махачкалинского маяка не позволяет кораблям заблудиться в каспийских просторах. Капитан и команда корабля по частоте световых проблесков узнают его. И даже сегодня, когда навигационное оборудование на кораблях позволяет обходиться без береговых световых ориентиров, маяк продолжает выполнять свою работу, указывая дорогу морякам.
Махачкалинский маяк, находившийся со дня своего сооружения в ведении «кавказского воинского начальства» и обслуживавшийся чинами местного гарнизона царской армии, и сейчас находится в ведении Гидрографической службы Военно-морского флота Министерства обороны РФ.

12:20  25.09.12
0
139

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *