Махачкала

«Маленькая женщина тоже видит большие сны»

13:56  08.09.15
0
8

В фольклоре, как в зеркале, отражается традиционный уклад жизни общества.

Неотъемлемой частью устного народного творчества являются пословицы и поговорки, на примере которых можно, в том числе, проследить, как менялось отношение к женщине на разных этапах ее жизни.
О дагестанских пословицах и поговорках, выражающих отношение к девочке, девушке, женщине, нашим читателям рассказала аспирантка Дагестанского государственного университета Кистаман Ибрагимова:
– Воспитанием девочек в нашей республике и по сей день обычно занимаются мамы и бабушки. В Дагестане дочек старались пораньше приобщить к труду – считалось, что скромная, работящая девушка имеет больше шансов выйти замуж, а это, по сложившейся традиции, должно быть главной целью в жизни женщины. «Женщина не замужем – все равно, что сирота», «Женщина без мужа – что птица без крыльев», «Нет блага в доме у незамужней женщины», – так говорили в народе.
Горцы в оценке нравственного облика женщины руководствовались определенным эталоном, который предписывал ей сохранять целомудрие, беречь честь и авторитет мужа, быть доброй и умной женой, нежной матерью, экономной хозяйкой.
Распущенное поведение женщин, особенно незамужних, ложилось пятном на всю семью, и она считалась глубоко опозоренной. Чтобы избежать этого, девочек выдавали замуж сразу после совершеннолетия: «Сын женился – для матери проблем стало больше, дочь замуж вышла – печали прошли», «У кого много девочек, быстро постареет». Недаром по горской традиции сыновей стараются женить после того, как дочерей замуж выдадут: «Сначала девочку закрой (замуж выдай), потом – мальчика». Про девушку, засидевшуюся в невестах, презрительно говорили: «Даже осел не ест эту траву», «Рекой не уносимый камень».
В девушке-невесте народная мудрость ставила выше достатка красоту и ум: «Для красивой и умной девочки приданое не нужно», «Девушка без красоты, что хлеб без соли», а про красивую говорили: «Темной ночи светлый месяц», «Груша спелая», «Настоящая кукла». Обычно девушке жениха выбирали родственники, но иногда оставляли право выбора за ней, в этом случае сообщали: «Шапку выбрать оставили».
В то же время замужняя женщина имела довольно-таки высокий статус в обществе и могла влиять на принятие решений в семье. В пословицах и поговорках показана значимость роли женщины в традиционном дагестанском обществе: «Дом без женщины сиротлив», «Для мужа рай на земле – жена», «Достойная жена дом украшает», «Дом без жены, как мельница без воды», «Жена умерла – дом обеднел», «Жена плохая будет – муж быстро поседеет». В семье должны были царить любовь и согласие: «Счастье женщины если не в любви, то в чем?», «Муж и жена во время хинкала обидятся, а перед супом помирятся» – так считали люди.
Надо отметить, что горянки отличались большой самостоятельностью и свободой, вынужденные в отсутствие мужчин, занятых походами или ушедших на заработки, брать большинство работ по ведению хозяйства на себя и принимать ответственные решения. Как результат появились поговорки, в которых в качестве положительных преподносились такие черты женского характера, как бережливость (иногда скупость), смекалка, хитрость: «Жена скупая хороша, муж – щедрый», «Небережливая жена – дому горе», «Жены хитростью превышают мужей». Однако чванливая женщина высмеивалась: «Маленькая женщина тоже видит большие сны».
Вместе с тем ситуация, когда муж находится в подчинении у жены, вызывала осуждение, о нем говорили: «Жена держит», «Жена шапку надела, муж – платок».
Интересна поговорка «Двух женщин муж – сам тоже женщина», наглядно демонстрирующая отрицательное отношение к многоженству.
Рождение ребенка, в первую очередь мальчика, значительно повышало статус женщины. «Женщина, родившая сына, скажет: «Сама родила!», родившая девочку – «Аллах послал», «Первого сына родит – на шею мужа залезет». Одновременно подчеркивалась тесная связь матери и ребенка: «По сравнению с мамой для сына отец – как гость», «Для детей руки мамы – лекарство». Мама играла важную роль в воспитании детей, особенно дочерей, недаром говорили: «Если мама хорошая, девочка тоже будет хорошая», «Куда мать, туда и дочь», «Кто любит девушку, и ее маму полюбит».
С особым почтением к матерям относились и взрослые дети, о чем свидетельствует пословица: «Не почитающий мать ничего не добьется», «Чтобы сын оплатил матери свое рождение, он должен семь раз отнести ее на своих плечах в Мекку и обратно», «Если не имеющий отца раз сирота, то не имеющий матери семь раз сирота».
Наряду с этим статус вдовы был заметно ниже статуса замужней женщины, ей приписывались некоторые отрицательные черты – болтливость, распространение сплетен: «Как вдова небылицы рассказывает», «Знает столько, сколько вдова», «Не бери дочь у вдовы», а разведенная женщина порицалась всем обществом – «У разведенной женщины семь языков», «Разведенную женщину устроит любой мужчина».
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что положение женщины традиционно в дагестанском обществе в значительной мере зависело от ее хозяйственной активности, участия в материальном производстве, от роли, выполняемой в семье в качестве дочери, жены, матери.

13:56  08.09.15
0
8

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *