Махачкала

Лакцы

17:29  01.01.12
0
165

Далеко за пределами Дагестана известен аул Балхар. Кувшины, созданные руками балхарских мастериц, – это чистота форм и каллиграфичная роспись. Эту керамику не спутаешь ни с какой другой. Она стала своеобразной визитной карточкой Дагестана.

По древнему обычаю, посуду из глины делали женщины, а мужчины развозили ее по аулам. Но, по легенде, идея делать посуду из глины принадлежит не женщине, а мужчине. Между Цудахаром и Балхаром жил некий Калкучи. Как-то раз он разжег костер, и когда осталось кострище, то под ним земля оказалась красной и твердой. После этого он попробовал из глины делать посуду и обжигать ее на огне, научив этому делу женщин. С тех пор лачки из Балхара и стали знаменитыми на весь Дагестан гончарами.
Лакцы – один их коренных народов Дагестана, в республике проживает 139,7 тыс. представителей этой национальности. Основная их масса живет в центральной части Нагорного Дагестана – в Лакском и Кулинском районах, в Новолакском районе, а также в Ставропольском крае и других регионах России. Небольшое число лакцев проживает в городах Турции и Ближнего Востока. В прошлом лакцев часто называли казикумухцами. Говорят они на лакском языке нахско-дагестанской группы кавказской языковой семьи. В лакском языке выделяются кумухский, вицхинский, шаднинский, балхарский, шалибский, а также свистящие – вихлинский, аракульский, вачи-кулинский (первоцовкринский, сумбатлинский говоры) – диалекты. Литературный язык сложился в XVIII в. на основе речи жителей селения Кумух, который был политическим, торгово-экономическим и культурным центром лакского народа. Письменность первоначально базировалась на арабском алфавите. Первые книги на русском алфавите вышли в 1860-х годах по инициативе русского лингвиста П. Услара. Письменность на основе русского алфавита возобновлена в 1938 г. С 1935 года функционирует Лакский государственный драматический театр. В последние десятилетия активно развивается профессиональная музыкальная культура, получившая международное признание.
История и религия
Древнейшим из государственных образований на территории Лакии являлось княжество Гумик. Первые достоверные сведения о Кумухе относятся к VI веку нашей эры. В XI веке Кумух становится исламским и газийским центром в Дагестане. К названию города прибавляется новая приставка «гази», что значит «воитель за веру». Кази-Кумух – одно из древнейших селений Дагестана, столица Казикумухского шамхальства, а с XVIII века – ханства, объединявшего, кроме лакцев, лезгин-кюринцев, отдельные аварские и даргинские селения. Присоединенное в 1820 г. к России, ханство было в 1859 г. преобразовано в Казикумухский округ Дагестанской области. Велика роль лакского народа и в знаменитом сражении, завершившемся полным разгромом армии Надир-шаха. Принимали лакцы участие и в многолетней борьбе против колониальной экспансии имама Шамиля, и в восстании 1877 года.
Лакцы одними из первых на Кавказе приняли ислам, сегодня они – мусульмане-сунниты. Но сохранялись и элементы домусульманских верований, мифологии, обрядности.

90
Повседневная жизнь
Основное занятие лакцев в горах – отгонное овцеводство, на равнине – пашенное земледелие. Зимой скот перегоняется на зимние пастбища в Калмыкии. Лакцы издавна были искусными ремесленниками. Были развиты отхожие промыслы, сукноделие, металлообработка, изготовление войлока, паласов, производство и лужение металлической посуды – села Кумух, Убра, ювелирное ремесло – Кумух. До присоединения Лакии к России основным рынком сбыта продуктов населения Казикумухского ханства был базар в Кази-Кумухе, где можно было увидеть не только лакцев со своими товарами, но и аварцев, даргинцев и лезгин. Казикумухцы снабжали почти весь Дагестан медными водоносными кувшинами и другими изделиями. Известны своим золотым и серебряным шитьeм мастерицы из Кумуха и Балхара, а также сапожники из Шовкра. Село Кая славилось торговцами, село Кума – кондитерами, село Цовкра I – акробатами. Широко известна, как мы уже упоминали, расписная балхарская керамика – кувшины и игрушки.
Села лакцев располагались по склонам гор. Дома были в основном двухэтажные (на 1-м этаже – хозяйственные, на 2-м – жилые помещения), с небольшими лоджиями, и имели до четырех жилых комнат. Все вопросы в селе решал джамаат во главе с советом старейшин. Женская праздничная одежда изобиловала вышивкой и серебряными украшениями. Лачки носили туникообразные платья и штаны, зимой – овчинные шубы. Обувь была кожаная и войлочная. Головные уборы – наволосники с платками, длинные покрывала. В современном быту изредка встречаются у мужчин папахи, овчинные шубы, у женщин – традиционные головные уборы (село Вихли), длинные штаны.

17:29  01.01.12
0
165

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *