Курганы: следы исчезнувших культур
[vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]
Низменность Дагестана – это сплошная равнина, тянущаяся вдоль берега Каспийского моря. Путник, проезжая по ней, видит только поля, расчерченные негустыми лесополосами. Однообразный пейзаж оживляют лишь одинокие холмы. Таинственные курганы.
[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]
Созданные когда-то человеком, они стали частью природного ландшафта, а в некоторых случаях – и его главной приметой. Кто же и когда их насыпал? В народе бытуют самые невероятные версии о происхождении этих рукотворных сопок. Мол, там похоронены древние цари, богатыри и прекрасные девицы. С давних времен курганы привлекали внимание и кладоискателей разных мастей. Среди обитателей окрестных сел до сих пор ходят слухи о зарытых в них сокровищах. О степных курганах упоминали многие путешественники прошлого. Они были своеобразными степными маяками, выполняя, кроме погребальной, культово-религиозной, еще и роль пространственных ориентиров в степи.
О загадочных курганах на территории Дагестана «Проджи» рассказал Муртазали Гаджиев, доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом археологии Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН.
Дагестан во все времена служил своего рода коридором, соединяющим народы и культуры Северного Кавказа и Юго-Восточной Европы, Закавказья и Ближнего Востока. Особенно активизировался этот процесс в эпоху Великого переселения народов. Кочевые народы – сарматы, маскуты, аланы, гунны, болгары, авары, хазары – двинулись на Северный Кавказ из Великой степи, оставляя множество уникальных вещей, разнообразных памятников, в том числе и курганы.
В нашей республике работают несколько археологических экспедиций, открывая новые страницы истории, – Дербентская, Ирганайская, Паласасыртская, Великентская. Есть и Новостроечная археологическая экспедиция. Согласно закону об охране и использовании памятников истории и культуры, любые строительные, дорожные и другие работы, связанные с землей, должны предваряться историко-культурной экспертизой. Специалисты должны выявить археологические памятники, которые могут пострадать при проведении работ. Археологи предлагают либо перенести место строительства объекта таким образом, чтобы не задеть объект, или же профинансировать его изучение, археологические работы до того, как он может быть поврежден.
На территории Северного Кавказа, и в частности Дагестана, курганы появляются в эпоху бронзы, в III тысячелетии до нашей эры. Примером могут служить недавно исследованный под руководством кандидата исторических наук Рабадана Магомедова курган Хунтуп и курганный комплекс близ села Гертма.
Археологи открыли миру ранее неизвестные культуры степных кочевников, которым курганы на протяжении тысячелетий служили надмогильными памятниками для соплеменников. Рядом с погребенным оставляли принадлежавшие ему вещи, посуду, украшения, оружие. Многие народы верили, что души умерших будут жить до тех пор, пока их помнят на земле. Поэтому чем выше насыпь кургана, тем больше объем вложенного в его создание общественного труда, это отражало прижизненный статус человека, захороненного в нем. Сама погребальная камера и положенный в могилу инвентарь тоже свидетельствовали о социальном положении человека. Часто не количество, а качество этих вещей, их материальная ценность свидетельствовали о важности похороненной персоны. Примером может послужить открытое археологами парное захоронение мужчины и женщины I века н. э. в Дербенте около цитадели Нарын-Кала. Если инвентарь мужчины отличался богатством и разнообразием, то у женщины было только одно кольцо на пальце, но по этому украшению можно сделать вывод о ее высоком социальном статусе – настолько изящно и ценно это колечко. Кстати, хоронить жену с мужем, чтобы она сопровождала его в царство мертвых, было принято у многих народов древности и средневековья (обряд сати). Отголоском этого обряда в Дагестане был зафиксированный этнографами обычай, когда жена отрезала свою косу и клала ее в могилу мужа, коса как бы заменяла ее хозяйку. Есть и женские погребения, в которых похоронены жены и дочери вождей, они отличаются богатством инвентаря – красивая керамика, чаши из серебра, зеркала, браслеты, бусы из полудрагоценных камней и бронзовые гривны, которые означали принадлежность женщины к царскому роду. Такие погребения найдены близ села Ираги (IV – начало V в.) и в Дербентском могильнике (III – IV вв.). Но не только жена сопровождала мужа в загробный мир, вслед за хозяином должен был последовать и его конь. Для сарматских племен были характерны жертвенные захоронения лошадей, которые посвящали умершим. Впоследствии такие захоронения встречались у осетин и дагестанских народов. При проведении спасательных археологических работ на участке строительства моста через реку Количи в Каякентском районе были вскрыты два подобных захоронения коней. В одном было погребено три коня, а в другом один, но похороненный в специальном склепе, в сбруе.
Главное богатство кочевника – скот: отары овец, стада коров и табуны лошадей. Чтобы прокормить животных, стада приходилось постоянно перегонять с места на место, туда, где был корм. Поэтому древние скотоводы не имели постоянных поселений, и все, что осталось от них, это их родовые кладбища, примером которых в Дагестане может служить могильник Камбулат в Бабаюртовском районе, где на небольшой территории находится около 700 курганов. Но особенно богато курганными могильниками междуречье Сулака и Терека. Львовские могильники находятся в низовьях Сулака и принадлежат ираноязычным сарматам, они относятся к первым векам нашей эры. К эпохе Великого переселения народов относится и исследуемый археологами курганный комплекс Паласа-сырт на реке Рубас, где на территории
6 кв. км находится свыше 5000 курганов. Раскопки там ведет Людмила Гмыря – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела археологии ИИАЭ ДНЦ РАН.
К царским курганам на территории Дагестана условно можно отнести курганы Андрейаульского городища, которые, к сожалению, были ограблены еще в древности. Но высота насыпей (5–6 метров), глубина могил (8–10 метров), катакомбы со сводами – все это свидетельствует о знатности погребенных. А при раскопках в Ирганайской долине под руководством кандидата наук Гамзата Атаева было выявлено, что местные племена перенимали похоронные обряды кочевников. Переселившиеся кочевники жили в тесном контакте с местным оседлым населением, что привело к взаимовлиянию их культур и сделало культуру народов Дагестана столь яркой и самобытной.
Фотографии предоставлены Муртазали Гаджиевым, заведующим отделом археологии Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН.
[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]