Курбан Кубасаев: «Малый бизнес должен знать свои права»
Уровень развития малого и среднего бизнеса является значимым показателем развития экономики любого типа. Однако без грамотной государственной политики в этой области начинающим предпринимателям будет тяжело создать полноценный, нормально функционирующий бизнес. Одним из важнейших факторов такой политики является размещение государственного заказа у субьектов малого и среднего предпринимательства.
О том, с какими трудностями сталкиваются руководители предприятий малого и среднего бизнеса в Дагестане в борьбе за получение государственного заказа и как их преодолеть, журналу «Проджи» рассказал руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Дагестану Курбан Кубасаев.
– Насколько существенным для развития среднего бизнеса является получение государственного заказа?
– Государственные закупки у малых предприятий являются элементом национальной политики, а также значимым источником материального обеспечения нужд социально-экономического развития Республики Дагестан и местных органов власти.
В то же время это одна из важнейших составляющих развития рыночных отношений, способная обеспечить как создание новых рабочих мест, так и поддержание занятости, снижение социальной напряженности и многое другое.
Ну и, естественно, для любого бизнеса, независимо от его размеров, получение государственного заказа является признаком состоятельности предприятия, уверенности в его будущем.
– Государство как-то регулирует поддержку малого предпринимательства на законодательном уровне?
– Российская государственная политика поддержки малого предпринимательства регулируется достаточно большим числом нормативно-правовых актов различного уровня. Наибольшее значение имеют следующие документы:
Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ);
Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ);
постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 года № 642 «О Перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства» (далее – Постановление правительства № 642);
постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 г. «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»;
совместное письмо Минэкономразвития России, ФАС России от 29 апреля 2008 года № 5684-АП/Д05/ АЦ/10329 «О разъяснении норм Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ применительно к размещению заказов у субъектов малого предпринимательства»;
письмо Минэкономразвития России от 14 октября 2008 года № Д05-4404.
Как вы видите, очень много документов, участвующих в регулировании господдержки малого и среднего бизнеса. Однако вся загвоздка в том, что не все начинающие предприниматели, и даже бизнесмены со стажем имеют о них представление.
Например, статьей 15 Закона № 94-ФЗ четко определено, что государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее 10% и не более 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Одно из ключевых слов тут – ОБЯЗАНЫ. Но если предприниматели не будут этого знать, то даже не попробуют получить полагающееся им по закону и останутся не у дел.
Перечень продукции, которая должна размещаться среди субъектов малого предпринимательства, определен Постановлением Правительства № 642. Причем для данной преференциальной группы установлен особый защищенный режим участия в размещении заказов: торги и котировки проводятся только среди участников – субъектов малого предпринимательства.
Закон № 94-ФЗ также определяет, что предельно допустимые значения начальных (максимальных) цен контрактов (лотов) должны устанавливаться Правительством Российской Федерации. Они не должны превышать 15 миллионов рублей.
– С какими проблемами сталкиваются предприниматели, пожелавшие поучаствовать в получении государственного заказа?
– Чаще всего проблема возникает с подтверждением статуса субъекта малого предпринимательства на этапе рассмотрения заявок, при подписании и выполнении контракта.
Остальные проблемы больше относятся к заказчику аукциона. Например, расчет квотируемой 10–20%-ной части общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, размещаемых среди субъектов малого предпринимательства; применение на практике ограничения по начальной (максимальной) цене контракта (лота).
– Неужели так сложно подтвердить статус субъекта малого предпринимательства?
– Подтверждение статуса субъекта малого предпринимательства (правомочности) участника должно осуществляться в соответствии с требованиями Закона № 209-ФЗ. Этот закон вступил в силу 1 января 2008 года и установил новые понятия и правила. Так, кроме существовавших ранее субъектов малого предпринимательства, он ввел понятие субъекта среднего предпринимательства и микропредприятия.
Микропредприятия являются составной частью субъектов малого предпринимательства и выделяются в отдельную группу по некоторым особым признакам. А вот субъекты среднего предпринимательства – это отдельная категория предпринимателей, по Закону № 94-ФЗ не попадающая в преференциальную группу.
Субъектом малого предпринимательства может считаться участник аукциона, который обладает следующими признаками:
– суммарная доля участия Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).
– средняя численность работников за предшествующий календарный год: до 100 человек включительно для малых предприятий; для микропредприятия – до 15 человек.
Данные показатели определяются с учетом всех работников.
– выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Постановлением Правительства РФ № 556: микропредприятия – 60 миллионов рублей, малые предприятия – 400 миллионов рублей.
Стоит отметить, хотя Закон № 209-ФЗ и устанавливает определенные параметры отнесения предприятия к субъектам малого бизнеса, заказчики в большинстве случаев не могут проверить участника на предмет соответствия этим требованиям. Основная проблема – невозможность потребовать подтверждающие документы либо отсутствие такого права по нормам Закона № 94-ФЗ, либо отсутствие самих документов.
В связи с этим требуется внесение изменений в нормативную базу, регламентирующую как систему размещения государственных заказов, так и систему поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Целесообразным было бы создание единого реестра субъектов малого предпринимательства, из которого либо заказчикам будут доступны сведения, либо поставщикам будут выдаваться подтверждающие документы.
В целом контроль за размещением заказчиками заказов у субъектов малого предпринимательства должен осуществляется на уровне муниципалитетов соответствующими контролирующими органами местного самоуправления.
По имеющей информации в Дагестанском УФАС России, в ряде муниципальных образований отсутствуют органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление контроля размещения заказа, а в некоторых муниципальных образованиях размещение заказа и контроль возложен на один и тот же орган, а иногда и на должностное лицо.
Такое положение дел не может обеспечить в полной мере размещение заказов для субъектов малого предпринимательства в связи с тем, что нужен постоянный контроль для расчета процентного соотношения размещенных заказов.
Обращаясь к руководителям малого и среднего бизнеса, хочу призвать, чтобы они при нарушении их прав обращались в Дагестанское УФАС России. Также хочу отметить, что в настоящее время идет формирование новой нормативно-правовой базы в сфере господдержки малого и среднего предпринимательства, в частности, размещения государственных заказов. Любой предприниматель может направить свои идеи и предложения по усовершенствованию этой базы в Управление ФАС по Дагестану, а мы, в свою очередь, доведем их до вышестоящих инстанций.