Кумыки
По всему миру ходили легенды
о непревзойденном дагестанском силаче и непобедимом борце, осилившем льва, Ал–Клыче Хасаеве, которому сам Иван Поддубный вручил свой золотой пояс чемпиона мира. Родился же атлет в селении Буглен в семье кумыка Хасая.
Кумыки – один из коренных народов Дагестана. По данным переписи населения 2002 года, численность кумыков, проживающих на территории России, составляет 423 тысячи человек, из них в Дагестане – 365,8 тысячи. Кумыки живут на своей исконной территории – Кумыкской равнине и в прилегающих к ней предгорьях от реки Терек на севере до рек Башлычай и Уллучай на юге. Они являются наиболее крупным из тюркских этносов Северного Кавказа и третьим по численности среди народов Дагестана. Более половины кумыков расселены в Кумторкалинском, Карабудахкентском, Буйнакском, Каякентском, Бабаюртовском, Хасавюртовском, Кизилюртовском и Кайтагском районах. Проживают они также во всех городах Дагестана. За рубежом много кумыков живет в странах СНГ, а также в Турции и Иордании.
Кумыкский язык является одним из старописьменных литературных языков Дагестана. Он входит в кыпчакскую подгруппу тюркских языков, в нем обнаруживаются и более древние элементы языка скифов (VIII–III вв. до н. э.), киммерийцев (VIII в. до н. э.), гуннов (IV в. н. э.), булгар, хазар (V–Х вв.) и огузов (XI–ХII вв.). Кумыкский язык имеет следующие диалекты: буйнакский, кайтагский, предгорный, хасавюртовский и терский. Литературный язык сложился на основе хасавюртовского и буйнакского диалектов. Кумыкский язык служил языком межэтнического общения на Северо-Восточном Кавказе, кроме того, он был официальным языком переписки с русскими царями, представителями русской администрации, изучался в гимназиях и училищах Владикавказа, Ставрополя, Моздока, Кизляра, Темир-Хан-Шуры. И в наши дни многие аварцы, даргинцы, лакцы – особенно старшее поколение – владеют кумыкским языком. В 1929 году кумыкский язык был переведен с аджама на латинскую графику, а с 1938 года – на русскую. В конце ХIХ в. выходят первые печатные книги на кумыкском языке. В 1930 году в Дагестане был открыт Кумыкский театр.
История и религия
По некоторым данным, предки кумыков входили в государственные объединения скифов, киммерийцев, гуннов, савир, барсил, булгар. И особенно большую роль в истории кумыков сыграли хазары и кыпчаки.
Традиции государственности, сложившиеся в средневековый период, были продолжены и в последующее время, когда в XVIII-XIX вв. существовали такие политические образования, как Тарковское шамхальство, Мехтулинское ханство, Засулакская Кумыкия – Эндиреевское, Костекское и Аксаевское владения, в нынешней Чечне – Брагунское княжество. Южные кумыки входили в Кайтагское уцмийство.
В социальном отношении кумыкское общество состояло из дворян, узденей, крестьян. После окончательного присоединения Кумыкии к России высшая власть сосредоточилась в руках царского военного командования.
С VIII-XII веков среди кумыков получило распространение мусульманство суннитского толка. До этого периода некоторая часть кумыков исповедовала христианство, а среди правящих кругов Хазарского каганата – иудаизм. Языческие верования кумыков практически не сохранились.
Повседневная жизнь
Земледелие, особенно зерновое, являлось основой хозяйства. Кумыки знали трехпольную систему земледелия с чередованием посева культур. Кумыкская равнина являлась основной житницей для многих районов Дагестана, поставлявшей зерно в горы. Занимались садоводством, бахчеводством, огородничеством и виноградарством. Большое значение имело и животноводство, развитию которого способствовало наличие хорошей кормовой базы. Животноводство преимущественно было стационарным. Жители Нагорного Дагестана арендовали у кумыков зимние пастбища на равнине (кутаны), кумыки же пользовались летними пастбищами горцев на тех же арендных условиях. Была развита торговля, так как по равнине проходили важнейшие на Восточном Кавказе торговые пути, в частности – Великий шелковый путь.
На территории Кумыкии располагалось много древних и средневековых городов (Семендер, Беленджер, Таргъу, Эндери и др.), здесь расположено большинство дагестанских городов современного типа (Махачкала, Буйнакск, Хасавюрт и др.).
Села по своей планировке – горизонтальные. Дома турлучные, саманные с пологой двухскатной крышей или каменные с плоской крышей – одно- или двухэтажные. В семье строго соблюдалась подчиненность старшему по возрасту (мужчине, реже – женщине), хотя в решении важных вопросов большую роль играл семейный совет. Помимо кровнородственных связей, были развиты институты аталычества и куначества.
Кумычки носили къабалай – приталенное платье с широкой юбкой, двойными рукавами и глубоким вырезом на груди, в который пришивался бархатный нагрудник с серебряными пряжками, украшенными филигранью, эмалью, позолотой, насечкой и другими ювелирными приемами. Носился къабалай с узким позолоченным поясом, который подчеркивал стройность фигуры. Этот наряд был очень близок национальным костюмам народов Северного Кавказа (осетины, черкесы, кабардинцы), так же, как и мужской костюм кумыков.