Махачкала

Кто в тереме живет?

16:58  19.03.13
0
8

[vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]

Современная женщина в нашей стране ни в чем мужчине не уступает: она наделена теми же правами, перед ней открыты те же возможности. Она уверенна в себе, имеет цели в жизни и смело идет к ним.

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]

1kujОднако так было не всегда. Историю русской семейной традиции наиболее полно отразил «Домострой», или «Книга, называемая Домострой», написанная в XVI веке протопопом Сильвестром. Идеалы «Домостроя» долгие годы оказывали влияния на традиционную семью в России. Эти идеалы живы в некоторых православных семьях и по сей день.
Глава семейства, муж, был холопом по отношению к государю, но государем в собственном доме. Все домочадцы находились в его полном подчинении. Прежде всего, это относилось к женской половине дома. По правилам «Домостроя», жена не могла ни выйти к гостям, ни принять их без согласия мужа. Она должна была прислушиваться к мужу, покоряясь ему во всем, советуясь «как на люди ходить, и к себе гостей приглашать, и с гостями беседовать». Вся ее жизнь должна была быть направлена на семейное благополучие. Положение жены, опоры мужа в доме, определялось ее многочисленными обязанностями. Сферы мужа и жены различались: он заготавливал, был кормильцем, она сберегала, на ее плечах лежала организация хранения вещей и продуктов. Добрая жена своими неустанными трудами – готовка, рукоделие, уборка, стирка – собирает богатство дома. Такую хозяйку «Домострой» ставит очень высоко, дороже «камня многоценного», «добрая жена хвала мужу и честь». Она во всем должна давать отчет мужу, который, обнаружив непорядок, «должен уметь ее наказать с рассуждением».
Высшие добродетели жены – молчание и смирение. Жена должна заботиться о спасении души и стараться угодить Богу и мужу – его воля для нее закон.
Женщины из зажиточных семей жили в теремах. Терем был настоящим женским царством: кроме женщин, принадлежащих к благородным фамилиям, там жили дети, кормилицы, няньки и прислуга. Эти женщины посвящали свою жизнь рукоделию, молитвам, богослужениям и сплетням. Иногда их навещал хозяин дома или священник, ни с кем другими они не общались. Многие молодые женщины смирялись и жили в родительском доме совершенными монашками до самой смерти, другие пытались освободиться, выйдя замуж.
Расцвет теремной жизни пришелся на XVI–XVII столетия. Еще в XV веке женщины высших классов позволяла себе иногда появляться при приеме послов, на общих обедах и в других торжественных случаях. Но уже в начале XVI века женщина считалась честной лишь тогда, когда жила дома, взаперти. В доме отделение для женщин помещалось сзади, и ключи от него находились у хозяина. Обычай не допускал, чтобы мужчины проникали в женское отделение дома. В Древней Руси до замужества девушка из родовитой семьи, как правило, не имела права выходить за пределы родительской усадьбы. Мужа ей подыскивали родители. Жених и невеста не могли видеть друг друга до самого брачного обряда, а посредницами служили свахи. При этом нередки были обманы: вместо одной дочери показывали другую или служанку, малых ростом ставили на подставки. После свадьбы новым «хозяином» женщины становился супруг. Во время сговора, отец, ударив слегка дочь новой плетью, передавал ее жениху, заявляя этим, что он передает ему свою власть. Выходить за пределы нового дома, не исключая посещения церкви, женщина могла лишь с разрешения мужа. Только под его контролем и с его разрешения она могла с кем-либо знакомиться, вести разговоры с посторонними, причем содержание этих разговоров также контролировалось. Считалось, что человек, не бьющий жену, «дом свой не строит» и «о своей душе не радеет». «Домострой» советовал бить жену «не перед людьми, наедине поучить» и «никако же не гневатися» при этом. Рекомендовалось «не бите, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, никаким железным или деревянным не бить».
Такой затворнический образ жизни могли себе позволить только богатейшие фамилии. Во всех других социальных слоях женский труд был необходим для поддержания самого существования семьи. В XVII в. Россию посещали иностранные посланники, которые затем живо описывали свои приключения в этой экзотической стране. Среди прочего писали они и о русских женщинах, сидящих, как заключенные, по теремам, но они указывали также, что это относится только к высшему слою общества.
Замужняя женщина могла сама распоряжаться своим имуществом, как движимым, так и недвижимым. Ее муж насле-
довал ей не автоматически, она могла завещать свое имущество кому хотела. Вдова была в глазах закона полноправным субъектом и могла выступать в качестве опекуна своих детей. Напротив, женщины, стоявшие внизу сословной лестницы, холопки, не имели права на собственность. Даже их личные вещи принадлежали хозяину дома. Свободные женщины участвовали также в различных судебных процессах. В своем княжестве княгини могли выступать в роли судьи. В суде все свободные женщины отвечали сами за себя и могли также привлекаться в качестве свидетельниц.
В XVII в. одежда русских женщин заметно отличалась от западноевропейской моды. В Москве, как и на Востоке, ценилась роскошь. В русском тереме достигли значительного совершенства разные виды рукоделия и вышивания. Боярские дома соперничали своими работами из дорогих материй, унизанными жемчугом и другими драгоценными камнями. Женская одежда по своему покрою по возможности приближалась к монашеской. Талия вовсе не допускалась; гладкое верхнее платье ни единой складкой не должно было подчеркивать фигуру. Фата из тонкого полотна или батиста, вышитая или усаженная жемчугом, служила покрывалом и дополняла костюм. Все женщины, независимо от сословия, под верхнюю одежду надевали прямую рубашку. Ворот и рукава рубашки были вышиты, иногда широким узором. Крестьянки, поверх рубашки носили платье, тогда как зажиточные женщины надевали еще одну рубашку из полосатого или узорчатого шелка, поверх нижней, более простой. Рукава рубашки были очень длинными. Вокруг талии застегивался пояс, что символизировало добродетельность и благочестие. Ходить без пояса даже дома считалось неприличным. Когда Иван Грозный в 1581 г. убил своего сына, припадок его ярости был вызван тем, что во время посещения семейного терема свекор заметил, что невестка ходила в рубашке без пояса, а сын встал при этом на защиту жены.
Поверх рубашки женщины высшего сословия носили сарафан – длинное платье без рукавов. Сарафаны были различных фасонов: для дома и на выход. Его надевали через голову и застегивали спереди. Под всеми этими слоями ткани едва ли можно было различить женские формы, что, возможно, и было целью. Мода XVII в. стала кульминацией процесса, начавшегося столетием ранее. Это был стиль, ставший характерным для русской национальной одежды и сохранившийся в этом смысле до нашего времени.
На взгляд иностранцев, русские женщины были толсты, но на деле этого вполне могло и не быть. Такое заблуждение, скорее всего, вызывалось всеми теми слоями ткани, которые скрывали женский стан. Ценились высокий рост и плавная, «как у лебеди», походка. Женская головка должна быть высоко поднята, а взгляд скромно опущен. Красивыми считались белая кожа лица и румяные щеки. Румяность достигалась при помощи свекольного сока, который наносился на щеки, покрытые толстым слоем белой пудры. Брови, ресницы и… зубы густо чернились. Объяснялось это тем, что от нехватки витаминов и кальция зубы теряли белизну и женщины пытались вернуть ее ртутными препаратами. Через какое-то время это портило зубы – и здоровье в целом. И вот тогда все зубы натирались каким-то черным веществом, чтобы придать им одинаковый вид. Правда, эта мода продержалась не более пятидесяти лет, захватив и часть XVIII в.
Замужние женщины всех слоев общества носили высокие головные уборы, а юные незамужние девушки – ленту на лбу или венок. Головные украшения были ярких цветов, чаще красного. Считалось, что он идет к румяным щекам.
Женские прически на Руси были довольно простыми. Девушки расчесывали волосы на прямой пробор, прикрывали по возможности уши и низко на затылке заплетали одну косу. Замужние женщины заплетали две косы и укладывали их вокруг головы. По этическим требованиям они полностью скрывали свои волосы под головным убором. Снимать головной убор женщины не могли даже при близких родственниках.
Россия славилась прекрасными мехами, и меховые шубы нередко составляли часть приданого. Женщины из высших слоев общества носили кожаные туфли или сапоги. Крестьянки также имели кожаные башмаки. Лапти стали обычной обувью только в XVIII в.
Идеалы «Домостроя» продолжали господствовать на протяжении всего XVII в., вплоть до реформ Петра I.

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]

16:58  19.03.13
0
8

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *