Кто она, таинственная незнакомка?
В искусстве существуют вечные темы. Одной из них является тема женщины. Художники разных времен и народов обращались и обращаются в своем творчестве к образу женщины, матери, хранительницы очага.
В Дагестане эта тема представлена в основном образом женщины-горянки. Еще в начале ХХ века первые профессиональные дагестанские художники Халилбек Мусаев и Муэтдин-араби Джемал писали портреты горянок. Глядя на женские портреты, всегда возникает вопрос: кто эта таинственная незнакомка с полотна и почему художник решил запечатлеть именно эту женщину? С этими вопросами мы обратились к известным дагестанским художникам.
Шариф Шахмарданов:
– Женщины-горянки очень своеобразны. В них сочетаются красота, нежность с выносливостью и силой, ведь жизнь в горах очень тяжелая: нужно и воду принести, и за скотом ухаживать, и домашние дела вести, и детей воспитывать. Для художника писать портреты горянок – это настоящая находка. В своем творчестве как скульптор и художник я неоднократно поднимал эту тему. Среди живописных работ мне самому очень нравится портрет Рукижат Курбановой. Эта женщина всю жизнь трудилась, и это я хотел передать в своей работе, для этого изобразил ее руки – трудолюбивые, сильные и в то же время женственные. Что касается картины «Девушка из Куруша», на ней изображена девушка из самого высокогорного аула Европы Куруша. Я писал ее с натуры, правда, не помню ее имени, так как это было давно, в начале 70-х годов. Меня привлекли ее колоритная внешность, традиционная дагестанская одежда. Этот портрет я написал очень быстро, поскольку высоко в горах очень быстро меняется погода. Я не хотел делать акцент на природе, на переднем плане у меня образ девушки, а на заднем фоне виднеется гора Базардюзю, которая так же прекрасна, как дагестанские женщины.
Галина Пшеницына:
– Я считаю, что в Дагестане очень красивые люди – и женщины, и мужчины, и дети, и пожилые люди. Поэтому писать их – одно удовольствие. У меня много картин, посвященных дагестанским женщинам. Я писала как молодых, так и пожилых женщин. В своих работах я старалась показать благородство, душевность дагестанок. «Портрет Заграт» – одна из моих любимых работ. Героиня портрета – педагог художественного училища, где я работала. У нее не просто красивая, а выразительная внешность – это гораздо интересней для художника. Кроме того, у нее богатый внутренний мир. Именно поэтому я решила написать ее портрет. На заднем фоне зритель видит как бы зеркальное отражение моей героини, таким образом я хотела показать ее многогранность. Этот портрет я написала в течение месяца, Заграт приходилось несколько раз позировать мне. Мы с ней заранее не договаривались о том, в чем она будет одета. Для нее был характерен такой образ: красиво повязанный шарф на голове, дагестанские традиционные украшения. В итоге получился такой задумчивый образ девушки-горянки.
Бэлла Мурадова:
– Пожалуй, для каждой женщины материнство играет самую главную роль в жизни. Так и в моем творчестве как художника и скульптора эта тема очень важна. У меня много работ и в живописи, и в скульптуре, посвященных женщине-матери. Если обратиться к картине «Материнство», думаю, зритель сам все поймет без дополнительных комментариев. На картине изображена молодая мама со своим спящим ребенком на руках. Это вымышленный образ. Но, думаю, многие женщины узнают в моей героине себя, вспоминают, как они качали своих маленьких детей, пели колыбельные. Картина выполнена в теплых тонах, а по-другому и быть не может, когда хочешь передать чувства матери к ребенку.
Тимур Кагиров:
– Я считаю, что все женщины прекрасны по-своему, независимо от национальности, географии рождения, возраста. Но для меня, дагестанского художника, более привлекательны наши женщины-горянки, потому что каждое лето в детстве я проводил в горах и видел, как там трудились женщины, в каких условиях они жили, воспитывали детей. Обычно художник пишет то, что чувствует и видит. Поэтому я еще много лет назад хотел написать образ дагестанской женщины – трудолюбивой, искренней, доброй. Сейчас у меня уже серия работ, посвященных женщинам-горянкам. Одна из них – «Бабушка с четками». На этой картине изображена пожилая женщина – это мама моего друга, жительница селения Кадар. На заднем фоне картины – дагестанская традиционная посуда. Женщина пребывает в своих мыслях. Быть может, она думает о прожитой жизни, которая была у нее нелегкой, о годах труда, воспитании детей, внуков, или в мыслях обращается к Всевышнему, так как в руках она держит четки.