Когда прибыль – не главное
В 2014 году Фредерик Лалу, бывший партнер компании «Маккинзи», изучил компании по всему миру и пришел к выводу, что прежние модели их организации не отвечают потребностям современных людей. Лалу нашел успешные организации с высокими финансовыми результатами и темпами роста, в которых у сотрудников есть свобода в принятии решений, и назвал такие компании «бирюзовыми», или компаниями будущего.
О своих наблюдениях он рассказал в книге «Открывая организации будущего». Лалу выделил семь стадий, через которые прошли организации во всем мире. Пять последних существуют до сих пор: красная, янтарная, оранжевая, зеленая и бирюзовая.
Реактивная, или инфракрасная стадия. Сто тысяч лет назад люди жили небольшими группами в несколько десятков человек. Внутри группы не было разделения обязанностей и иерархии – все занимались собирательством. Лидер был не нужен.
Магическая, или пурпурная стадия. Пятнадцать тысяч лет назад люди перешли от крошечных семейных групп к племенам до сотен человек в каждом. Все, что происходило вокруг, люди приписывали магическим силам.
В племенах появились посредники между духами и людьми – шаманы или вожди. Они принимали решения и могли при помощи ритуалов избавить человека от гнева духов.
Импульсивная, или красная стадия. Десять тысяч лет назад племена стали воевать друг с другом. Появились вожди – лидеры групп. Побежденные и плененные враги стали выполнять обязанности, которые не хотели выполнять члены племени-победителя. Так появилось первое разделение труда. Красная стадия организаций существует до сих пор и строится вокруг лидера: в тюрьмах – вор в законе, на войне – командир, в мафиозных структурах – главарь банды.
Конформистская, или янтарная стадия. Шесть тысяч лет назад стали появляться государства и цивилизации. Янтарное мировоззрение статично: есть незыблемые законы, вещи делятся на правильные и неправильные.
Конкурентная, или оранжевая стадия. Оранжевые организации зародились в эпоху Возрождения, стали набирать силу два века назад, а после Второй мировой войны доминировали в западном мире. С «оранжевой» точки зрения, каждый человек имеет право добиваться любых целей: уборщик может стать генеральным директором, нищий – миллионером. Главное – победить в конкурентной борьбе: как внутренней между сотрудниками, так и внешней. Цель компании – прибыль. В структуре – четкая иерархия. Планирование и реализация планов разделены: обдумывание происходит наверху, исполнение – внизу. Большинство крупных международных компаний до сих пор устроены по «оранжевому» принципу.
Плюралистическая, или зеленая стадия. Зеленые организации впервые заявили о себе на рубеже XIX и XX веков. Здесь внимательно относятся к чувствам и уважают разные точки зрения. Люди стремятся к справедливости, равенству, гармонии, добрососедству и консенсусу. Для зеленых организаций личные отношения внутри группы ценнее результата, а польза для планеты и человечества важнее личной выгоды. Зеленые компании претендовали на место компании будущего. Но провалились – в чистом виде такие организации существовать не могут.
Эволюционная, или бирюзовая стадия. Первые бирюзовые организации появились 30 лет назад, когда люди устали от тотального контроля руководства и внутренней конкуренции. Сейчас таких компаний становится больше. Люди не хотят заниматься бессмысленной деятельностью: делать отчеты, которые нужны только руководителю. Люди хотят быть эффективными и перестают бояться ошибок. Главное – делать максимум на пределе возможностей ради общей цели компании.
Бирюзовые организации взяли лучшее от оранжевых и зеленых. От оранжевых досталось желание конкурировать с внешними компаниями, от зеленых – командный дух. Когда люди занимаются осмысленным делом, когда у них есть право принимать решения и ресурсы для осуществления идей, им не нужны ни зажигательные речи, ни начальник, чтобы их мотивировать. В бирюзовой компании нет статусных кабинетов для руководства. Рабочие помещения украшают сотрудники так, как им нравится. Некоторые компании даже позволяют приводить с собой детей и животных, чтобы работники не спешили домой в шесть вечера. В бирюзовых организациях принято прописывать принципы, касающиеся безопасной среды общения. Здесь практикуют групповые медитации и обучающие курсы, которые устраивают коллеги. Работники сами выбирают, в каком семинаре участвовать, какую лекцию послушать.
Руководитель бирюзовой организации сохраняет только одну обязанность традиционного начальника – представлять компанию во внешнем мире. Собеседование при приеме на работу проводят будущие коллеги. Они же помогают новичку адаптироваться в коллективе. Первое время каждый работник считает своим долгом помочь новенькому справиться с задачами. Каждый работник понимает, что он делает и зачем. Для руководства прибыль теперь не цель, а результат хорошей совместной работы.
К примеру, в компании «Патагония», изготавливающей одежду для активного отдыха, внедрили программу «Партнерство общей идеи», в основе которой правило: сокращай потребление, используй повторно, перерабатывай. Компания производит одежду, способную прослужить дольше. Испорченную одежду можно сдать в магазин. Компания ее починит и продаст на eBay. Каждая перепроданная куртка должна лишать компанию прибыли. Действительно, зачем покупать новую, если старая не хуже по качеству, но стоит дешевле. Парадокс, но «Патагония» демонстрирует фантастические показатели роста. Покупатели хотят быть частью глобальной цели. Компания отказалась от упаковки термобелья, так как ее выбрасывают и она загрязняет планету. Руководство ожидало снижение прибыли на 30 %, но продажи увеличились на 25 % – без упаковки товар лучше видно. Западные компании, придерживающиеся бирюзовой медели, – Costco, UPS, Zappos, Southwest Airlines, Whole Foods Market. В России «бирюзовый» метод пробуют «ВкусВилл», «Фабрика Окон», «Аскона», Mindbox, а в некоторых отделениях и Сбербанк.
Таким образом, пытаясь изменить мир, а не заработать больше, бирюзовые организации демонстрируют высокие показатели роста и остаются в выигрыше.
По материалам открытых источников