Махачкала

Какой он – современный брак?

17:53  15.03.16
0
11
Говоря о существующих проблемах, мы иногда забываем о вопросах, которые, возможно, не являются актуальными для всех, но, тем не менее, являются темой для длительных споров, особенно в Дагестане. На повестке дня – многоженство.

Каждый гражданин нашей страны обязан, как известно, соблюдать Конституцию РФ, которая наделяет правом не только исповедовать религию, но и жить в соответствии со своей религией. Это редкая привилегия даже для демократических стран. Так что, по сути, этот пункт подразумевает, что многоженство должно быть разрешено. Однако законодательство не позволяет мужчине жениться более чем на одной женщине. Несмотря на это, появилась тенденция иметь сразу двух, трех, а то и четырех жен. Разговоры о многоженстве сегодня приобрели такую актуальность, что вопрос о внесении поправок в Семейный кодекс РФ в части возможности полигамных браков выносится на обсуждение Госдумы и анализируется ведущими политиками и социологами. Утверждать, хорошо это или плохо, – не в нашей компетенции, но смолчать о наболевшем мы не можем.
Говоря о любом современном явлении, правильно обратиться к его истокам. И поскольку считается, что практикуют многоженство в России в основном кавказские мусульмане, рационально будет спросить: «Когда зародилось многоженство в Дагестане?»
Еще в известной книге «Кавказ», написанной в 1859 году, Александр Дюма описывает жизнь и быт имама Шамиля, имевшего четырех жен, что дозволяют каноны шариата. «Четвертая жена умерла, как говорят, от печали, когда во время осады Ахульго ее ребенок был захвачен русскими. Звали ее Фатимат. Другие его жены – их зовут Заидат, Шуанат и Аминат – не имеют никаких преимуществ друг перед другом и ни в чем по своему положению не отличаются от жен наибов. Лишь они имеют право войти к Шамилю, когда он молится или держит совет со своими мюридами». «Любовь трех жен Шамиля к своему господину – а это слово повсюду на Востоке куда более подходящее, чем «муж», – необычайна. Хотя она и по-разному проявляется в соответствии с их различными характерами», – пишет Дюма. Одна из них была неистовой ревнивицей, другая – страстной южанкой, а третья – юной кроткой девушкой.
Имама Шамиля, как великого защитника своего народа, с детства ставили в пример дагестанским мужчинам. Именно он ввел практику многоженства в Дагестане. Вспомним, кавказская война длилась 25 лет и несла значительные потери среди мужского населения Дагестана. Поэтому имам обязал мужчин жить с несколькими женами, чтобы не оставлять их одних. Получается, что тогда полигамный брак был вынужденным выходом из положения. А что же сейчас? Современные мужчины главным и, судя по всему, самым весомым своим аргументом считают тот факт, что многоженство в исламе считается сунной (желательным действием). То есть следуют образу жизни исламского Пророка. Но ведь Пророк и его сподвижники никогда не заключали браки «за спиной» у своих жен, они сообщали своим женам о новом браке и советовались с ними, более того, иногда их жены сами предлагали им жениться на какой-то женщине. Вспомним, что многоженство в традиционном исламе осмысляется прежде всего как своеобразный способ социальной поддержки, и правилами предписывается брать в супруги тех, кто в этой помощи нуждается: речь идет о вдовах или разведенных женщинах с детьми. Это, конечно, весомый плюс в пользу полигамных браков, который предписывает мужчинам заботиться о женщинах. Еще один голос в пользу полигамии обусловлен демографическим обстоятельством. Помните песенку: «Потому что на десять девчонок по статистике девять ребят»? Так оно и есть. Ребят, на самом деле, по статистике еще меньше. И их на всех российских женщин при существующем ныне принципе единобрачия, разумеется, не хватит. А вот если мужчина возьмет себе несколько жен, то проблема разрешится сама собой. На этом моменте, должно быть, вскипела и поднялась буря негодования всех женщин, которые считают, что мужчины и так хорошо устроились в жизни, а им еще четырех жен подавай. Но опытные теологи и последователи утверждают, что полигамный брак – это вовсе не сплошные удовольствия, как думают многие.
В связи с увеличением полигамных браков явление обрастает множеством мифов. К примеру, один из них гласит, что мужчина, желающий жениться на еще одной женщине, может сделать это только с позволения первой. На самом деле, шариат наделил мужчину правом быть свободным в этом вопросе и не ждать позволения жены. Захотел – женись. Однако и женщина бесправной не остается. Все жены, независимо от возраста и очередности, обладают равными правами. Женам полагается жить отдельно друг от друга, причем дома или квартиры должны стоить одинаково. Внимание мужа также должно распределяться поровну – от мужчины, состоящем в полигамном браке, религия требует ответственности и железных нервов. Немаловажно знать и то, что ислам никому не навязывает многобрачие, а лишь позволяет его тем, кто желает, а главное – может обеспечить несколько семей одновременно.
Еще один миф, который мы хотели бы развенчать, – это стереотип, будто полигамия впервые появилась именно у мусульман. Это поликультурное явление, которое сегодня прослеживается не только в Дагестане и других мусульманских регионах, но и во многих городах России и мира. И у этой тенденции, как и у всякой другой, есть сторонники и противники. О доводах первых мы говорили выше, вторые же аргументируют свое негативное отношением тем, что многобрачие полностью разрушает институт семьи и брака. Однако сами члены полигамной семьи так вовсе не считают. Впрочем, об этом они расскажут сами.
Айша Магомедова:
– Когда мой нынешний муж сделал мне предложение, он ничего от меня не скрывал. Сразу сказал, что у него уже есть семья, но он хотел бы официально жениться на мне. Рассказал мне все о себе, чтобы не начинать новую семейную жизнь с вранья, расставил все по полочкам и сказал, что понимает и не обидится, если я откажу. До этого случая я всегда отрицательно относилась к многоженству и никогда не могла предположить, что такое произойдет со мной. Однако я впервые встретила человека, который был мне близок по духу. И к тому же я понимала, что такой брак разрешен шариатом, а мужчина может любить двух-трех женщин одновременно – Всевышний дал им такое сердце. И хотя его предложение повергло меня в шок, да и моя родня была против, я согласилась. Мы долго боролись за наш брак и наконец справили мавлид, о чем я ни капли не жалею. И я не ревную, так как знаю, что мой муж мне не изменяет, а ходит к своей законной супруге. Он не обделяет нас вниманием и никого не выделяет, при том, что каждая из нас живет своей жизнью, и я чувствую себя единственной. Но когда я выходила замуж, я поставила условие, что третьей жены не должно быть. Теперь я поняла, что многоженство – это не так плохо, как я думала.
Алхазур Урзиханов:
– Я состою в браке со своей женой уже 40 лет и совершенно убежден, что у мужчины должна быть одна жена на всю жизнь. Сегодня, заводя несколько жен, мужчины ссылаются на нормы ислама, которые им это дозволяют. Но надо помнить, что те же самые нормы предписывают мужьям в равной степени оберегать этих жен: они должны быть довольны и счастливы одинаково. А значит, у мужчины должны быть не только финансовые возможности, но и время для распределения внимания, что, на мой взгляд, еще труднее, чем первое.
Я думаю, у мужчины, которому приходится метаться между несколькими семьями, – плохое душевное состояние. Трудно управиться с одной семьей по разным причинам, что уж говорить о полигамии. Многоженство вообще претит современным устоям. В нашем обществе давно установилось равноправие полов. Мужчина всегда должен представлять себя на месте женщины: каково было бы ему, если бы его жена сказала, что хочет нескольких мужей? Я отношусь к многоженству негативно, думаю, жена должна быть одна и должна быть любима.

17:53  15.03.16
0
11

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *