Какими бывают незабываемые свадьбы?
Художественные и народные традиции – как прозрачная вуаль, под которой бережно хранится давным-давно рожденная вечная душа народа. Она мощным потоком выливается в каждый обычай, обряд, в людей и окружающую их жизнь, образуя маленький, но колоритный мир.
в самом сердце Дагестана, среди его зеленых гор, откуда до сих пор доносятся удивительные поющие звуки серебра, сохранили свой неповторимый мир зирихгеранцы-кубачинцы. Однако Кубачи славятся не только многовековой культурой художественной обработки металла и своими златокузнецами, но и неповторимыми традициями. Те, кто когда-нибудь побывал на настоящей кубачинской свадьбе, понимают, о чем мы говорим. А если вам не довелось быть свидетелем, эта статья для вас. «Проджи» побывал на одной из свадеб кубачинцев и рассказывает, как это было.
Справлять праздники, как, впрочем, и делать все остальное, у кубачинцев принято искусно и с размахом. Поэтому традиционная свадьба в ауле длится три дня. Когда узнаешь, сколько свадебных обычаев и процессий следует соблюсти, задаешься вопросом: как же хватает трех дней? Но недаром говорят, что порядок бережет время, поэтому расскажем с самого начала. Как и в любом другом высокогорном ауле Дагестана, соглашение о свадьбе, как правило, заключают родители, после чего и начинается подготовка к свадьбе. В первый из трех дней свадьба празднуется в доме девушки, этот обряд называют «магьррабе». В ее доме собираются подружки, счастливые родственники, вместе готовят еду, успевая при этом танцевать под народные песни и, таким образом, празднуют счастливое событие. Несмотря на традиционность, селение это светское и здесь помимо мусульманского брака обязательно заключается официальный. Так, ближе к полудню, невеста в поддержке подруг отправляется в ЗАГС, где ее уже ожидает жених. Создание новой семьи по букве закона требует отдельного внимания, поэтому веселая молодежь после ЗАГСа отправляется в окрестности села на природу: танцует, веселится, отмечая событие. Такое веселье на поляне – обязательный элемент любой кубачинской свадьбы: именно тут гуляние берет свое начало. Несмотря на это, жених с невестой расстаются, но обязательно встретятся снова уже перед самим «махаром». Спустя несколько часов, уже вечером, родственники жениха приходят в дом невесты с подарками. Почти всегда это одежда, подобранная невестой по своему вкусу, массивные украшения из серебра и золота, старинные ткани и парчовые платья, казы. Они передаются кубачинками из поколения в поколение. Церемония прихода в дом невесты и подношения подарков называется «хьадъяччи», что в переводе означает «сватать». Родственников жениха в этот день тоже не обделяют вниманием: для них сегодня приготовлены самые вкусные угощения и самая красивая музыка. Подруги невесты, их называют «магъаришля юссбе», надевают национальные платки «казы». Когда-то, сидя на плоских крышах кубачинских домов, молодые девушки вышивали свои белые казы, нанося золотыми нитями легкие узоры на тонкий дорогой материал. Иногда они выдергивали нити из маркизета и вместо них продевали разноцветные шелковые, а потом бережно хранили в своих сундуках. Молодые незамужние девушки надевают каз с мелким узором. Замужние и женщины старшего поколения носят казы с крупным узором, вышитым золотыми нитками.
Однако вернемся на место событий. Несмотря на позднее время, сидеть никому нельзя: на махаре принято танцевать национальные кубачинские танцы и лезгинку. Гости расходятся только за полночь – в час или в два ночи.
Второй день называют днем жениха, а иначе «тамм». Празднование переносится в его дом, точнее, перед домом сооружается площадка. По ее периметру расставляют столы для мужчин, которые любуются танцами и пьют за здоровье молодых. Женщины наряжаются в парчовые платья, танцуют и от всей души радуются за новую семью. Но главный атрибут тамма, который больше не встретишь ни в каком уголке Дагестана, – это ряженые – пяльтары. Их легко узнать. Одежда пяльтаров состоит из белой рубашки, поверх которой надевается кольчуга. Но самый необычный элемент наряда – маска, сделанная из войлока и разрисованная белыми полосами. Обычно в роли пяльтаров выступают друзья жениха, которые веселят публику танцами и шутками. Выделяются среди гостей «тамма» и подруги невесты. Их должно быть четыре. Поверх своих казов они надевают цветные платки: две девушки в красных, две в зеленых. Сама невеста на свадьбе жениха не присутствует: за ней приедут вечером, чтобы навсегда привести в дом жениха. Однако в ожидании под окном невеста не пребывает: она готовится, и подготовка эта – целая церемония. Она надевает красное платье из тафты, которое ей принесли в качестве подарка, на ее голове – каз, вышитый шелковыми нитками, а поверх него – белый платок с бахромой. Этот платок полностью покрывает лицо невесты, чтоб защитить ее от постороннего глаза. По обычаю, невеста должна надеть все украшения, принесенные стороной жениха. Когда невеста выходит из родительского дома, мама щедро осыпает ее голову сладостями, орехами и рисом. Это символ будущего достатка и изобилия. Невеста в этот момент пытается поймать в складки своего каза как можно больше сладостей.
Сопровождают невесту в путь несколько женщин. Все они одеты в старинные платья и расшитые белые покрывала. Ведет девушку тетя по отцовской линии, рядом идут другие тети со стороны отца и матери, а сзади – остальные женщины. Возглавляют эту процессию обычно мужчины – родственники невесты. В руках у них два медных подноса с четным количеством хлебов (6-8) и тарелками хинкала. У одного из родственников в руках ковер — приданное невесты. В былые времена, когда блага прогресса еще не пришли в Кубачи, компания с невестой отправлялась в дом жениха пешком. В таком случае кто-то из компании, обычно мужчина, держал в руке зажженный факел. Весь путь звучала народная музыка из звуков зурны и барабана, которая нет-нет да останавливала процессию, пуская людей в пляс. Теперь путь невесты в дом жениха значительно короток и менее колоритен: передвигаться стали на машинах. Однако многие традиции все-таки сохранились. Так, например, у порога дома жениха мужчина, который, казалось бы, через все село мужественно пронес ковер, падает, делая вид, что у него что-то с ногой. Он преграждает путь невесте, конечно же, шутки ради. Чтобы нога чудесным образом «вылечилась», мужчину одаривают подарками, и он пропускает долгожданную девушку в новый дом.
Заходит она обязательно с правой ноги. Входящие в дом выкрикивают пожелания молодоженам. «Баакадавлалабухаб!» – доносится отовсюду. «Пусть молодые будут счастливы!»
Невесте выделяется отдельная комната в правом углу от входа, куда заранее приносят ее сундук с постельными принадлежностями. По прибытии девушки в компании родственников мать жениха угощает всех медом и дарит небольшие подарки. Через некоторое время все родственники уходят, оставляя молодых одних. В обязанности невесты входит к утру навести порядок в доме. Только на следующий день все родня снова собирается в гостях у молодоженов, чтобы поздравить невесту и одарить ее подарками. Если дарят кольца, невеста сразу же надевает их на руки. Пальцы кубачинской невесты бывают унизаны самыми разнообразными кольцами, начиная со старинных с очень крупными массивными камнями, заканчивая современными – тонкими и нежными. Дарителей нельзя оставлять без внимания. Раньше невеста угощала дарителей медом, приготовленным свекровью. Теперь мед сменился шоколадными конфетами. В этот же день вместе с родней невесты приходит ее мама, принося с собой приданое дочери. Устраиваются танцы, в которых принимает участие сама невеста: ее щедро одаривают деньгами и пожеланиями. Удивительно, как кубачинцы не устают столько веселиться, но ближе к вечеру большая дружная компания из дома жениха отправляется в дом невесты, чтобы продолжить веселье. Только после этого торжество подходит к концу.
Текст написан в соавторстве с Г. Гаджаловой