Как завещали предки
В селении Атланаул Буйнакского района праздник. В семье родился долгожданный первенец. Поздравить маленького человека с появлением на свет пришли сельчане и жители из соседних аварских и даргинских сел. Ох, и много же было громких поздравлений и пожеланий, какие можно услышать только в селах. Расти смелым, хорошим наездником, охотником, отважным воинам…
В селах все серьезно. Не так как в городах. Там люди верят, если все проделать по инструкции предков, пожелания непременно сбудутся — из птенца обязательно вырастит орел. А если что-то в жизни пошло не так, значит неправильным именем нарекли или не по всем правилам уложили в люльку. К колыбели у атланаульцев вообще особое отношение, с ним связан старинный обряд по укладыванию ребенка в люльку. Сама в нем участвовала. Передаю, как это было. Попробуйте повторить.
Сегодня Дом культуры в селении Атланаул – самая настоящая импровизированная кумыкская гостиная. Здесь хранятся старинные предметы быта, музыкальные инструменты агач-кумузыи ковры тоже из прошлого. Рождение и укладывание новорожденного в люльку считается неким таинством и проводит его свекровь. Заходят только женщины, мужчинам не положено присутствовать на обряде. Так повелось с самого начала возникновения обрядов.
Рассаживаемся на полу. А, скажем, тридцать-пятьдесят лет назад сидели бы не на полу, а на тахте, какие раньше были почти в каждом доме. Сейчас нет. Да и обряд соблюдают только в семьях, где есть старшие, которые чтут традиции.
Бабушка поет своему внуку фольклорные песни, напевает молитвы. Согласно обряду, раздает каждой по куску чурека. По поверьям такая процедура притянет в дом баракат. Мы с радостью угощаемся и говорим свои пожелания, среди традиционных здоровья, быть малышу гордостью своего рода, народа, состариться вместе с именем, обзавестись большим скотом. На праздничном столе халва, урбеч,картошка, сыр. Именно так накрывали раньше стол, люди жили не богато и в основном ели то, что выращивали сами.
До того, как уложить ребенка в люльку в изголовье обязательно кладут нож, для того, чтобы уберечь его от злых сил, еще говорят, нож поможет вырасти храбрым джигитом. Правда, не знаю, как это работает. Но раз взрослые делают, значит, так тому и быть. Если бы героиней была девочка, под подушку положили бы ножницы, верят, что так она непременно станет искусной рукодельницей. Говорят, что все колющие и режущие железки – охранники сна младенца, они оберегут его от набегов злых духов. На самой колыбели тоже талисманы – надежные щиты от козней нечистых. Было время, когда люлька со всеми атрибутами: матрацами, претяжкой, погремушками, передавалась по наследству.
Обряд провели по всем каноном старины и даже ребенка уложили в тогдашнюю люльку. Ей сто лет. Про эту люльку вообще можно отдельную поэму написать и про детей, которых она «вынянчила», и через сколько поколений прошла, да и, вообще, как она здесь появилась. Но об этом потом. Слушаю. Женщины рассказывают, что ни в коем случае нельзя качать пустую люльку, об этом мы, городские, что-то слышали и не качаем, на всякий случай, вдруг и впрямь заболеет, и открытой не оставляем, чтоб шайтан не улегся.
С самого нашего рождения и до глубокой старости мы проходим через какие-то обряды и обычаи. Жаль, что часть из них исчезла без следа.