Махачкала

ИНГУШИ: традиции, обычаи, нравы

13:10  28.07.16
0
587

Традиции и обычаи – важнейшие элементы культуры народа. Из прошлого они доносят
до новых поколений образы, понятия о должном отношении к жизни и обществу.

53 (1)Вопрос преемственности культуры между разными поколениями – это вопрос сохранения самобытности
народа. Доброта, открытость, душевность, чувство собственного достоинства и достоинства другого – основные духовные принципы этнической культуры ингушей. Любовь к Даймохк (Отечеству) и демократические формы правления, верность данному слову и надежность, выдержка и терпимость, гостеприимство и взаимовыручка, почитание родителей, уважение к женщине и осознание значимости любого человека – независимо от его веры, национальности и социального положения – составляют характерные черты ингушей.
Миролюбие ингушей проявляется в том, что в повседневной жизни они стараются избегать острых конфликтов, неприятных сцен, шумных споров и резких слов. С детства их учат тому, что недопустимо оскорбить, унизить человека, умалить его в собственных глазах. Ингуши знают цену уместному, обдуманному слову, не употребляют оскорбительных и непристойных выражений. У ингушей сильно развито чувство собственного достоинства, переходящего порой в самовлюбленность, и в то же время они ценят такие черты, как принципиальность, честность, сознательность. Не раз в истории народа единение было спасением, и как зарок звучали слова: «Сильный должен помогать слабому, здоровый – больному, богатый – бедному». «Единство народа крепче камня», – говорят в народе.
Для ингушей характерна жизнь, полная труда и достатка, уверенности в себе и в том, что могут помочь другим морально и материально, а также стремление делать добро и взаимовыручка. Понятие «благодать» ингуши связывают с душевной щедростью, жизненной мудростью, трудолюбием, умением быть полезным и нужным обществу.
В ингушском обществе человек не мыслит себя вне рода, фамилии, народа. «Чей ты сын (дочь)?», – спрашивают они обычно друг у друга. Это обстоятельство обязывало каждого человека поддерживать авторитет фамилии через сохранение своей чести.
Существовал культ старших и культ младших. Важную роль в отношениях старших и младших, в воспитании нравственных идеалов, принципов ненасилия играл личный пример.
Роль женщины в ингушской семье подчеркивается этикетом, который поднимает авторитет и значимость. Ее приветствуют стоя. Кричать и повышать голос на нее недостойно. Если мужчина оказывается попутчиком женщины в дороге, то он обязан ее опекать, вблизи какого-либо опасного места – уступить ей более защищенную сторону. Следуя этикету, мужчина идет впереди женщины. У этого обычая древние корни. В старину на узкой горной тропе можно было встретить зверя, грабителя, кровного врага… Вот мужчина и шел впереди своей спутницы, готовый в любую минуту защитить ее. Уважение к женщине воспитывается сызмальства и начинается с уважения к матери, сестре, бабушке.
Особым почитанием пользуются у мужчин родственники жены. По отношению к теще он обязан соблюдать нравственные требования повышенного порядка. Ингушский зять не должен встречаться с тещей. Объяснений тому может быть несколько, но непременным является то, что нет нормы, посредством которой можно было бы проявить глубокое уважение и почтение к матери своей жены. Это высший статус в иерархии этикетных обязанностей. Однако зять обязан (в случае необходимости) оказывать ей всемерную поддержку и помощь. Бывают исключения из традиционных установок, когда теща общается с зятем. Это в случае, если дочь – единственный ее ребенок и если на то есть обоюдное согласие. Но инициатива на общение с зятем может исходить только от нана (тещи).
Традиция почитания женщины уходит в седую древность. Глубокий смысл мы видим в народной поговорке «Портится мужчина – портится семья, портится женщина – портится народ». Женщина-мать – наш первый воспитатель и друг.
Гостеприимство является для ингушей законом, обязательным для всех. О щедрости и радушии ингушей писали многие кавказоведы. Для приема гостей у ингушей издревле существовало особое помещение – кунацкая. И сегодня в ингушских домах лучшим помещением является «хьаьша цlа» (комната гостя). «Кто не привечает (любит) гостей, того Бог не любит», – говорят ингуши. Уважительно относятся они к семьям, в которых часто бывают гости. Отталкивающе звучит: «К ним мало кто в дом зайдет». Главной обязанностью хозяина, принявшего гостя, является защита его жизни, чести и имущества от посягательств со стороны. Заботы гостя становятся заботами хозяев.
Гостя усаживают на почетное место, тогда как сами хозяева, в том числе и глава семьи, садятся не сразу, даже старейшина рода будет стараться сесть после гостя. Гостю принято дарить понравившуюся ему вещь, какой бы ценной она ни была. В прошлом в честь гостя устраивали танцы, играли на гармонике. Когда гость покидает дом, хозяева провожают его до ворот. «Пусть изобилие не покидает этот дом. Живите долго с миром», – желает гость, прощаясь.
Самобытность народа проявляется в повседневной практике, в наиболее типичных для него моделях поведения, в оригинальном образе мыслей. Национальная культура ингушей, подобно роднику, питает человека, обогащая его духовный мир. Традиции и обычаи в новых условиях жизни приобретают новые нюансы, оставаясь частью общечеловеческой культуры.

13:10  28.07.16
0
587

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *