Махачкала

ИНГУШИ. ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

13:18  28.07.16
0
233

Гlалгlай (ингуши) являются одним из древнейших народов Кавказа. Они в основном проживают в Республике Ингушетия.

53 (1)Самая крупная диаспора ингушей проживает в Республике Казахстан, где они оказались в результате депортации (1944–1957 гг.), незначительная часть проживает в центральных городах и разных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Все ингуши являются мусульманами.
По археологическим, этнографическим, антропологическим данным, ингуши – представители древнейшего коренного населения Кавказа. Упоминания об ингушах встречаются в трудах Страбона, Плутарха, Моисея Хоренского, Леонтия Мровели, Вахушти Багратиони и др. Антропологически ингуши являются представителями кавкасионского типа балкано-кавказской расы. Ингушский (и бацбийский) язык относится к нахской группе иберо-кавказской языковой семьи и «наиболее близок к древней хуррито-урартской группе языков».
В различных источниках ингуши известны под разными названиями. Древнеингушские кобанские племена известны под этнонимом «аланы», с середины I-го тыс. до н. э. – «дзурдзуки».
На территории республики находятся древнейшие памятники, относящиеся к III–II тыс. до н. э. Это каменно-ящичные захоронения, расположенное к западу от с. Эзми – на стыке Дарьяльского и Джейрахского ущелий, остатки циклопических строений, находящиеся в верховьях р. Ассы в сс. Дошхакле, Эгикал, Хамхи, находки, обнаруженные в склепах горных сел, и многие другие.
Значительным памятником древней культуры ингушей является Нартский эпос.
Этническая и политическая карта Северного Кавказа менялась не раз. Так, в результате гуннского нашествия возросла плотность населения в предгорной части и в горах в IV–V веках, в ХIII веке в результате жестоких боев с татаро-монголами были разрушены города и села равнинной части Северного Кавказа, в том числе средневековое государство Алания. Неисчислимые бедствия принесли народам владычество Золотой орды, нашествие Тимура. Однако горную часть Ингушетии завоеватели так и не смогли покорить. Жизнь алан (ингушей), уцелевших в битвах, продолжилась в тесных горных ущельях.
Тяжелая жизнь закаляла характер горцев, воспитывала в них качества, необходимые для выживания в этих географических условиях: мужество и стойкость духа, честность и трудолюбие. Малочисленной Ингушетии, отгороженной со всех сторон горами, приходилось отстаивать себя от внешних угроз и набегов. Все это в условиях родовой организации объединяло их крепче, сковывало родовой порукой. По мнению дагестанского этнографа М. А. Агларова, «разорительные завоевания привели к сохранению и консервации гражданского (демократического) состояния ингушского общества, которое превосходило восточные модели, что несли с собой завоеватели. Какие бы экономические и культурные потери не последовали после завоеваний, ингуши сохранили свой общественный строй и отношения, подобные античным общинам и достойные менталитету горцев». Предки ингушей сохранили свой язык и культуру. С конца XVI века началось возвращение ингушей на плоскость.
В ХVII–ХVIII веках перед малыми народами Кавказа стояла дилемма: попасть под власть восточных деспотий или вступить в союз с Россией. Расположение ингушей в стратегическом районе, прилегающем к Дарьялу, давало многие преимущества, благодаря которому он играл важную роль в политических и культурных движениях, охватывавших Северный Кавказ. Ингуши стали объектом Российской политики на Кавказе. Национальное самосознание позволило предкам ингушей принять решение, в котором были четко определены национальные интересы, стратегия на сохранение этноса и дальнейшее его развитие. В 1770 году вблизи исторического Ангушта на обширной поляне с символическим названием «Барта босе», что значит «склон согласия», состоялась процедура принятия ингушскими старшинами присяги на верность и подданство России. Союз был выгоден и России, и ингушам, как в политическом, так и в экономическом отношении. «Для связи кавказской линии с Грузией в 1784 году построена крепость отрядом войск у Терека, при входе в ущелье гор, при ингушевской деревне Зауре и названа Владикавказом», позже ставшая городом и сыгравшая значительную роль в истории ингушского народа.
С первых дней нахождения в составе России ингуши активно участвовали в защите ее рубежей. Военная служба всегда вызывала у ингушей уважение. Впервые отряд ингушской милиции на службе России был создан в 1786 году для охраны Владикавказской крепости.
В годы Кавказской войны 1817–1864 гг. равнинные ингуши кроме вышеназванной территории жили и на землях современного города Владикавказа, Назрановского, Сунженского и отчасти Малгобекского районов. В годы Кавказской войны они стали своеобразной внутренней кордонной линией, защищавшей Владикавказ и обеспечивавшей безопасность путей в Закавказье.
В ХIХ – начале ХХ вв. ингушские воинские образования привлекались к участию почти во всех внешних войнах России.
В памяти народа сохранились имена многих ингушей – офицеров Российской Императорской армии, таких как М. Долгиев, М. Базоркин, И. Джабагиев и др. Из числа ингушей пять человек стало генералами Российской императорской армии: Б. Базоркин, Э. Нальгиев, Т. Укуров, С. Мальсагов, С. Бекбузаров. С началом Первой мировой войны (1914–1918) на Северном Кавказе была сформирована крупная боевая часть из северокавказских горцев – знаменитая Кавказская Туземная конная дивизия (известная еще как Дикая дивизия) в составе шести полков, в том числе Ингушского конного полка. Только в период боев с ноября 1914 г. по октябрь 1917 г. офицеры и всадники Ингушского конного полка, ингуши, заслужили 36 высоких боевых Георгиевских наград: 10 обер-офицеров стали кавалерами Георгиевского оружия, одной из самых высоких боевых наград Российской Императорской армии, 26 ингушских всадников стали Полными Георгиевскими кавалерами. Многие к концу войны смогли добавить к своим высоким наградам и золотые погоны прапорщика – первого офицерского чина, удостоившись их за многократные боевые отличия. Однако репрессивная волна политики царской России коснулась и ингушей. Их стали выселять из селений, лежащих вдоль рек Камбилеевка, Асса, Сунжа. Переселения народов имели насильственный характер. С 1845 года началось возведение новой Сунженской укрепленной линии на территории плоскостной Ингушетии. На месте ингушских сел были заложены станицы, составившие 1-й Сунженский и 2-й Владикавказский полки Терского казачьего войска.
Видные мыслители эпохи А. Грибоедов, А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой, писатели-декабристы А. Бестужев-Марлинский, А. Одоевский и другие часто обращались в то бурное время к теме Кавказа. Трогательные встречи, гостеприимство и быт ингушей запомнились известному русскому химику Д. Менделееву. В той или иной мере все они испытывали влияние Кавказа и кавказских культур в мироощущении и творчестве. Через их произведения в тогдашнее российское общество живительным потоком хлынула свежая струя нового, незнакомого взгляда на мир горцев Северного Кавказа, мир других обычаев, других традиций, другого отношения к жизни и смерти. Классики русской литературы сделали культурный образ Кавказа достоянием России, Европы, мира, а значит – и частью мирового культурного пространства.
Дети многих горских вождей воспитывались в лучших военных училищах Санкт-Петербурга и Москвы. В среде простых людей с обеих сторон стал привычным обычай отдавать детей в семьи друг друга для обучения языку и традиционному укладу жизни. Выходцы из горских народов стали поступать в высшие учебные заведения страны.
53 (1545Русские революции 1905, 1917 гг. стали переломными для исторической судьбы народов Кавказа. В 1905 г. Ингушетия была выделена в самостоятельный Назрановский округ Терской области. Значительную роль в судьбе народов Северного Кавказа могла сыграть Северо-Кавказская республика, созданная в 1918 году.
Однако история существования республики оказалась короткой. К концу 1918 года на Северном Кавказе сложилась тревожная общественно-политическая обстановка. В мае 1919 года при наступлении войск Добровольческой армии на Северный Кавказ Правительство Северо-Кавказской республики переехало в Дагестан, оттуда в Грузию – в Тифлис.
В январе 1921 г. постановлением ВЦИК на территории бывшей Терской области была образована Горская автономная республика, в состав которой вошли ингуши, чеченцы, осетины, кабардинцы, балкарцы и карачаевцы, терские казаки.
Административным центром Терской области стал город Владикавказ. Создание Горской республики было первым шагом на пути советского национального строительства на Северном Кавказе.
Ее образование имело огромное значение в формировании объективных и субъективных предпосылок развития национального самосознания. Происходящие в стране процессы развития общественной и политической жизни затронули вопросы экономики, народного хозяйства, образования, науки и культуры в республиках Северо-Кавказского региона. Но вскоре из состава Горской АССР стали выделяться отдельные национальные округа и образовываться новые автономии. 1 сентября
1921 года из Кабардинского округа Горской республики образовалась Кабардинская автономная область, преобразованная 16 января 1922 года в Кабардино-Балкарскую автономную область. 12 января 1922 года из Горской республики выделилась Карачаево-Черкесская автономная область. 27 июля 1922 года образовалась Адыгейская автономная область. 30 ноября 1922 года из состава Горской республики выделилась Чеченская автономная область. В 1924 году ГАССР была преобразована в Ингушскую автономную область, Северо-Осетинскую автономную область и Сунженский автономный округ.
К этому времени относится активный процесс эмиграции части ингушей в страны зарубежья.
С началом Великой Отечественной войны в 1941 г. Ингушетия, как и весь Советский Союз, оказалась вовлеченной в водоворот военных событий. Многие ингуши встретили войну в рядах действующей армии.
Шел год 1944… Война близилась к завершению. Но уже с конца 1943 – в начале 1944 г. со всех фронтов стали отзывать представителей ряда народов, среди которых оказались и ингуши. Десятки ситуаций были идентичны, когда ингуши меняли фамилии, вносили коррективы в графу «национальность» и продолжали воевать. Рискуя, командиры шли навстречу этим воинам. Они дошли до Берлина. Многие из воинов-ингушей не вернулись домой, пали смертью храбрых в ожесточенных сражениях… Десятки были представлены к высокому званию Героя Советского Союза, сотни ингушей были награждены орденами и медалями, среди которых были награжденные орденами «За взятие Берлина». Однако ингуши после долгожданного освобождения страны от фашизма возвращались не домой, а отправлялись вслед своим родным в далекую депортацию. Такая же участь ждала и представителей других депортированных народов.
В 1944 г. Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована. 13 лет провел народ в депортации. Много людей погибло от холода, голода и болезней. Люди были лишены моральной поддержки государства и сограждан. Жители Киргизии и Казахстана, напуганные целенаправленной пропагандой, встречали переселенцев с настороженностью, всячески стараясь избегать контакта со «спецконтингентом».
Для того, чтобы выжить физически и морально, переселенцам приходилось каждой минутой своего существования доказывать свою невиновность. Погибло немало людей, сильных духом, стремившихся пройти через все испытания с достоинством.
Однако воля народа не была сломлена. Люди верили, что годы тирании закончатся, и они смогут вернуться на Родину. Отдавая дань уважения ингушской интеллигенции, старейшинам, следует отметить их непоколебимую веру в торжество закона, их умение концентрировать внимание простого народа на том, что они должны с достоинством преодолеть тяжелейшие испытания, выпавшие на их долю.
После осуждения культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС преступления Партии и власти против народов Советского Союза были осуждены. 9 января 1957 г. был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении Чечено-Ингушской АССР. Республика была восстановлена в 1957 году, за исключением Пригородного района – значительной части территории Ингушетии. Однако процесс постепенного возвращения части депортированных на Родину начался еще в 1956 году. Возвращение на Родину было непростым. Жизнь и после возвращения готовила для ингушей новые испытания. Ингушский народ оказался административно, но не духовно, разделенным между Чечено-Ингушетией и Северной Осетией, а часть ингушей осталась в Казахстане и Киргизии и составила значительную диаспору. После возвращения из депортации 35 лет Ингушетия находилась в составе ЧИАССР. И все же на экономическое развитие Ингушетии, ее культуры и самосознания оказывало влияние отсутствие собственной национальной государственности. С момента возвращения на родину ингуши выступали за восстановление собственной государственности. Требования по восстановлению прав ингушского народа стали открыто проявляться с начала 70-х годов ХХ века.
В ноябре 1989 года Верховным Советом СССР была принята Декларация «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав». 26 апреля 1991 г. Верховный Совет РФ принял Закон «О реабилитации репрессированных народов». Все эти годы ингушский народ был объединен единственной идеей – идеей восстановления национальной государственности.
Историческое событие состоялось 4 июня 1992 г. Верховный Совет РФ принял Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ». На карте страны появился новый субъект – Республика Ингушетия.
Автор Зейнеп Дзарахова

13:18  28.07.16
0
233

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *