И снова Чох
Мы продолжаем знакомить вас со старинным аулом Чох, чью историю, судьбы людей не изложить в одной статье.
Мы вновь отправились в гунибское селение, чтобы познакомиться с русской художницей Кларой Власовой, которая каждое лето из Москвы приезжает высоко в горы в свой дом, которому уже давно за сто. Что ее сюда влечет? Задавшись этим вопросом, мы отправились в путь.
– Клара Филипповна, мы будем у вас через 3-4 часа, – неожиданно звоню я с утра на мобильный.
– Очень рада. На всякий случай, если меня не будет, я скажу соседям, куда пошла рисовать.
Рисует Клара Филипповна всю жизнь: на ее детских рисунках – московские башни и улицы, видневшиеся из окон квартирки на Тверской. Когда в 11 лет за свой рисунок девочка Клара получила премию на Всесоюзном детском конкурсе, решила, что обязательно должна стать художником. Но впереди было еще много-много этапов…
В Московскую среднюю художественную школу (МСХШ) для особо одаренных детей поступить было нелегко. Однажды отец Клары пришел домой с собрания и сказал: «Если ты хочешь поступить в эту школу, готовься». И хотя 11-летняя Клара готовилась день и ночь, на поступление надеялась мало: «Помню, я сдала экзамен, и нужно было прийти узнать результаты в школе. А школа была большая… И я тогда маме говорю, если вдруг так получится, что я поступила, я обегу вокруг школы то ли 20, то ли 30 раз… Ну, в общем-то, так и получилось. Нашла свою фамилию в списках и пошла бежать».
О годах учебы в школе Клара Филипповна вспоминает с особенным теплом. Повидав в свои 90 лет много стран и пережив много событий, считает то время лучшим в своей жизни. В школе у Клары появилась подруга-фехтовальщица, вместе с которой они участвовали в соревнованиях по фехтованию. Заняв призовые места, девочки радостные возвращались назад, и вдруг у входа в парк культуры увидели толпу людей, которым объявляют, что немецкие войска перешли границу России и началась война. Это было 22 июня 1941 года. Тогда и началось первое, пусть и не совсем радостное, путешествие: местный преподаватель Н. Кронберг эвакуировал группу учеников в Башкирию. Там, далеко от войны и невзгод, юные дарования продолжали учиться, рисовать и жить. Вернувшись в Москву, Клара Филипповна продолжила учебу в художественном институте им. В. И. Сурикова, а потом началась длинная и пестрая жизнь художника. С холстами и красками в руках она объездила многие страны мира, города России, была и на Кавказе. А потом… потом познакомилась с Дагестаном и влюбилась. Когда во время академической дачи к Кларе Филипповне посватался дагестанский коллега Омар Ефимов, она сначала недоумевала, но потом согласилась. И вместе с супругом впервые приехала в высокогорное селение Кумух. Чуткий мир художника сразу же поразили красота и колоритность дагестанских селений, самобытность горских народов и местных женщин. Клара Филипповна уже тогда задумалась: «Обзавестись бы где-нибудь здесь домом». Каждый день, проведенный в Дагестане, не проходил без работы. Взяв в руки свернутое полотно и палитру, она отправлялась на какую-нибудь гору рисовать, то с мужем, то одна. «Помню, пойдем мы с ним работать, а по дороге встретится знакомая бабуля, и он стоит и беседует подолгу. А потом еще кто-то повстречается… А я уже одна пойду, работать. Бывает, порисую часа два, возвращаюсь, а он все на том месте стоит и беседует с кем-то», – рассказывает художница.
В те годы Клара Филипповна объездила множество сел Дагестана: Куруш, Гергебиль, Балхар, Ботлих, Унцукуль, Цудахар, Ахты, а однажды приехала в Чох. Когда перед ней открылась панорама села, выстроенная по принципу амфитеатра, она решила, что именно здесь купит себе дом, и немедля начала поиски. Тогда, в 70-е годы, в селении не верили, что приехали из Москвы и хотят дом купить… Множество домов в Чохе уже были покинуты: люди уезжали в города.
Старенький домик Клары Филипповны расположился слева от знаменитого дома Мамалова. По узеньким старинным чохским улицам нас любезно проводил заместитель главы местной администрации Заур Цохолов, неустанно рассказывая о большой истории села. Но вот и дом Клары Власовой. Первый этаж его полностью разрушен, а на третьем раньше находился детский сад. Это сегодня у дома ярко-синие панорамные окна, застекленный балкон: в предыдущие годы Клара Филипповна, приезжая летом, заделывала их целлофаном. Говорит, что когда выбирала дом, ее совершенно покорила комната, которая служит художнице спальней. Все здесь сохранилось со времен постройки жилища, а в воздухе витает таинственный аромат былых времен. Старые встроенные шкафчики не используются, но совершенно гармонично сочетаются с ветхими стенами, разрисованными прекрасным орнаментом руками какого-то чохского Пиросмани. Как художник она посчитала своим долгом сохранить всю эту красоту.
Здесь у нее нет ни телевизора, ни радио, ни Интернета, зато есть потрясающий вид из окна да нерушимый покой для творчества. И сегодня, добравшись до описанного дома, мы застали Клару Филипповну с кистью в руке. Только на этот раз не за работой над очередным шедевром: маленькая дама с пучком на голове красила дверь. «Ой, какие вы красивые!», – по светлой комнате, пропахшей красками и керосином, разлился ее звонкий голос. Надо сказать, что старушкой называть Клару Филипповну совсем не хочется. «В этом году у меня маленькая дата, мне исполнилось 90 лет», – говорит художница. И действительно, цифры теряют всякое значение, когда представляешь, как эта маленькая худенькая женщина с тяжелыми художественными материалами добирается из Москвы в Чох. В этот приезд в честь юбилея в Махачкале открылась выставка Клары Власовой «Вдохновленная Дагестаном», а еще ей дали звание заслуженного художника Республики Дагестан, которым она очень гордится.
В Чохе Клару Филипповну все знают и любят. Стоит ей только приехать, а через несколько часов у порога уже стоит кувшинчик молока и лежит лепешка, а местные детишки приходят к ней учиться рисовать. На стене рядом с тремя новыми полотнами и сейчас висят детские рисунки.
«Я всегда со всеми здесь здороваюсь. Дагестанцам дана какая-то особенная доброта и, несмотря на все минусы, я понимаю, что мне здесь хорошо, поэтому и возвращаюсь сюда каждый год» – вот простой и мудрый ответ на вопрос, что ее приводит в Дагестан.
Свой домик в пять комнат Клара Филипповна ни за что не продаст, хотя всевозможные уговоры поступают постоянно. Этот дом, по ее словам, очень многое ей дал и сюда ей хочется возвращаться снова и снова. Чох изображен на многих ее картинах, которые она хранит с особым трепетом, отказываясь кому-либо продавать. Когда-нибудь в этих стенах сделают музей имени Клары Власовой, но это только когда-нибудь. А пока талантливая художница полна планов, идей и самое главное – энергии.