Главное отличие – в декоре
Мы продолжаем рассказывать на страницах «Проджи» о таком важном элементе быта и культуры народов Дагестана, как национальный костюм. В этот раз разговор пойдет о костюме народностей лезгинской группы.
О его особенностях нам рассказала заведующая отделом музея «Дагестанский аул» Диана Гамзатова.
– Лезгины, табасараны, рутулы, цахуры, агулы исторически проживают в основном в Южном Дагестане, и потому на формирование их культуры во многом оказала влияние культура Ближнего Востока. К тому же у данных народов было больше возможностей приобрести различные ткани и украшения, так как они жили там, где проходил Великий шелковый путь.
Главная особенность женских костюмов народностей лезгинской группы – это приталенный силуэт и многослойность. Традиционный костюм состоял из нательной белой рубахи, простых шаровар, надеваемых под рубаху, длинного платья, поверх которого надевался валжак, или валчагъ – это распашное платье, фиксированное на груди. Оно шилось из шелка, бархата, парчи. Дагестанские мастерицы кропотливо выполняли отделку не только внешней стороны костюма, но и внутренней. Так, изнаночная сторона валжака обшивалась хлопком, сатином, ситцем. На зиму шили утепленный – стеганый валжак. Зачастую вместо верхнего платья носили кафтанчики-архалуки.
Нарядное платье шилось из дорогих тканей с роскошной отделкой. Рукав нарядного платья был длинным, ниже кисти, а в повседневной жизни носили платья с рукавами, фиксированными на кисти.
Предпочитались ткани теплых оттенков – оранжевого, терракотового, красного, реже зеленого, синего.
Второй особенностью женского костюма народностей лезгинской группы является обилие украшений на платье. К примеру, кожаный пояс украшался несколькими пряжками и серебряными монетами, а помимо этого были налобные, подбородочные цепи, нагрудные украшения, не говоря уже о кольцах и браслетах. В полном комплекте нарядный костюм весил много. Быть может, поэтому женщины были стройными, статными – жесткий и тяжелый пояс формировал тонкую талию. В Южном Дагестане очень любили яркие камни, предпочтение отдавалось камням зеленого, красного, синего цветов.
Кстати, именно в украшениях и декоре платья кроятся отличия лезгинского костюма от табасаранского, рутульского или цахурского. Так, костюм табасаранки мог быть украшен фартуком из монет от шеи до пояса или ниже пояса. Отличительной особенностью лезгинских украшений была пряжка в виде цветка, которая называлась «гюль». Цахуры и рутулы чаще носили короткие валчаги, или кафтаны. Они могли быть как с длинным, так и коротким рукавом. В элементе одежды этих народов присутствовали также пышная юбка и рубаха. Цахуры носили шапочки «думча», сделанные из серебряных трубочек, цепочек. Агулки носили головное украшение «кукем», которое также присутствовало в наряде азербайджанок и других народов Востока.
Головной убор состоял из чохто и платка, для повседневной носки – из шерсти или хлопка, а для праздничного костюма – шелкового, фабричного производства, из Европы, Востока, России.
Своеобразной изюминкой костюма народов лезгинской группы является вязаная обувь – джурабы, которые носили как женщины, так и мужчины. Особенно славятся своими красочными узорами и изяществом ахтынские носки. Также женщины носили кожаную обувь – чарыги. Наиболее распространенным видом рабочей обуви у мужчин были шаламар – обувь типа поршней из сыромятной кожи вола или буйвола, носившаяся почти круглый год. Зимой для тепла в шаламар клали мягкое сено.
Мужской костюм народностей лезгинской группы в целом аналогичен костюму других народов Дагестана. Он состоял из нижней бязевой рубахи (на подкладке до пояса), темных шаровар, бешмета, черкески, папахи, шубы и т. д. Черкеску (чухва) надевали чаще всего на праздники или отправляясь в дорогу. Черкеска подпоясывалась серебряным поясом общекавказского образца, изготовлявшимся местными мастерами. Повседневной верхней одеждой служил валчагъ (род бешмета). Его шили на подкладке, со стоячим воротником. На груди он застегивался железными крючками. Носили его как летом, так и зимой. Головным убором служила папаха (бармак), причем праздничная делалась из черного или серого каракуля, простая – из овчины. Большие папахи чаще, чем в других местах Дагестана, шили без матерчатого верха – целиком из меха. В пути и в ненастную погоду надевали башлыки из верблюжьей шерсти, приобретавшейся в Азербайджане. Шубы носили двух видов: кавал – широкий длинный тулуп с большим отложным воротником и суживающимися вниз длинными фиктивными рукавами, и курт – более легкая шуба, надевавшаяся в дорогу и на работу. Пастухи носили только курт. При дождливой погоде они надевали вместо бурок, выделкой которых здесь почти не занимались, вой-лочную накидку (лит).