Гастродипломатия: вкусные мосты между культурами
Гастродипломатия – относительно новое направление в международных отношениях, которое использует кулинарию для укрепления межкультурных связей и понимания.
Сегодня мы беседуем с Леонидом Гелибтерманом, директором Центра гастродипломатии РАНХиГС при Президенте РФ, чтобы узнать больше о том, как еда может стать инструментом международных отношений.
– Как еда может влиять на международные отношения и культурное взаимодействие?
– «Откройте труды любого историка, от Геродота до наших дней, и вы увидите, что все большие события, включая заговоры, задумывались, готовились и выстраивались во время застолий… Обеды стали одним из способов управления государством, и судьбы целых народов решались во время банкетов». Эти мысли принадлежат французскому философу, юристу, экономисту и кулинару, автору трактата «Физиология вкуса», жившему на рубеже XVIII и XIX веков, Ансельму Брийа-Саварену. На протяжении всей истории человечества еда делала гораздо больше, чем просто обеспечивала наш биологический вид энергией. Фактически она стала своего рода катализатором социальной трансформации и организации общества, геополитической конкуренции, промышленного развития, военных конфликтов и экономической экспансии. В пищевом коде культуры всех народов зафиксированы самые значимые моменты, связанные с духовным и материальным опытом нации на протяжении ее существования. Еда служит своего рода лупой, сквозь которую объемнее видны проблемы эмиграции и национальных диаспор, продовольственная безопасность стран и национальный суверенитет, глобализация и локализация.
– Какие страны наиболее активно используют гастродипломатию в своей внешней политике?
– По моим данным, более тридцати стран мира имеют государственную стратегию или отдельные программы по гастродипломатии. При этом далеко не все охотно раскрывают детали своих гастродипломатических программ. Как бы то ни было, эффективность этого вида дипломатии заключается в создании межкультурного взаимопонимания, что, в свою очередь, может привести к укреплению взаимоотношений между нациями и государствами. Среди стран, активно развивающих гастродипломатию, – Франция, Италия, Испания, Таиланд, Корея, Индия, Малайзия, Япония, Перу, Мексика, США…
– Можете привести примеры успешных гастродипломатических проектов или мероприятий?
– В 2015 году во Франции была начата программа Gout de France / Good France под эгидой великого шефа Алена Дюкасса. Тогдашний министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус высказался по этому поводу так: «Цель Gout de France – распространить знание о французской гастрономии во всем в мире. Но этим заняты не только французские повара. В мире огромное количество поваров, получивших образование во Франции, оставшихся верными принципам французской гастрономии. Они – наши послы. Содержимое наших тарелок, конечно, очень важно, но важен и дружеский дух, царящий за столом, и вообще все, что происходит за столом. В истории прослеживается множество связей между дипломатией, поиском мирных решений и хорошим столом. За столом проявляется тенденция искать скорее мирное решение, а не конфликт». 19 марта во всех посольствах Франции приглашенным гостям было подано одинаковое меню, включающее традиционные блюда французской кухни. Аналогичное меню (с учетом региональных особенностей) было подано в ресторанах французской кухни в ста пятидесяти странах мира, включая Россию. 21 марта 2016 года уже более 1 500 ресторанов по всему миру приготовили французские обеды или ужины. С тех пор эта программа только расширяется…
Программа Global Thai стартовала в Таиланде в 2002 году. С 2002 по 2016 год количество туристов, посещающих эту страну, выросло на 200 %. Результаты тайской гастродипломатии можно проиллюстрировать на примере США. Имея всего лишь порядка трехсот тысяч выходцев из Таиланда, в 2018 году в США работало более пяти тысячи заведений тайской кухни. Целые поколения американцев выросли на тайской еде, которую доставляют в любую точку страны. В мире за пределами Таиланда сейчас насчитывается более 15 тысяч ресторанов тайской кухни. Посольства Таиланда оказывают тайским ресторанам содействие в стратегии и в логистике по получению продуктов из Таиланда. Завоевав рынки таких стран, как США, Таиланд развивает активность в других регионах, например, на Ближнем и Среднем Востоке. Он уже вошел в топ-пять экспортеров халяльной еды и следует разработанному правительством Таиланда пятилетнему плану развития.
Усилия перуанской гастродипломатии были направлены на преодоление негативного имиджа страны как места, опасного для путешествий из-за внутреннего конфликта группировки Сендеро Люминосо и правительства в 1980–1992 годах. В 2006 году было анонсировано начало программ Cocina Peruana del Mundo и Peru Mucho Gusto. Это был совместный проект правительства Перу – Министерства иностранных дел, Министерства культуры, Перуанского гастрономического общества (APEGA) – и нескольких частных партнеров. В 2024 году столица Перу Лима – самый прогрессирующий по прибытию туристов, остающихся с ночевкой, город в Северной и Южной Америке. Лима, несомненно, относится к числу городов, претендующих на звание гастрономической столицы обеих Америк. Проделанная работа привела к тому, что престижная международная премия World Travel Award провозглашала Перу как «the World’s Leading Culinary Destination» с 2012 по 2019 годы, а также в 2021 и 2022 годах.
– Как национальная кухня может способствовать улучшению имиджа страны на международной арене?
– Одним из самых серьезных факторов мягкой силы стран является их национальная кухня. Неслучайно, согласно одному из серьезных международных исследований, 55,71 % опрошенных заявили, что изменили свое мнение о стране, попробовав ее кухню. Необходимо осознавать, что имидж стран и регионов во многом строится через еду. Известные блюда национальных кухонь формируют уважаемые другими «национальные особенности» и «национальную идентификацию». Многие правительства ставят целями политики своей гастродипломатии достижения международной репутации страны как территории демократической, мультикультурной, толерантной, динамичной и относящейся с уважением к разнообразию.
– В каких ситуациях гастродипломатия оказывается особенно эффективной?
– К основным экономическим целям гастродипломатии можно отнести:
– увеличение экспорта продуктов питания и напитков своей страны;
– открытие ресторанов и магазинов своей страны в зарубежных странах;
– стимулирование поездок в страну с целью гастрономического и культурно-познавательного туризма;
– создание новых бизнес-проектов;
– стимулирование роста и объема инвестиций в производство пищевых продуктов.
Особый эффект оказывает гастродипломатия на национальные диаспоры, способствуя их сплоченности и связям с исторической родиной.
– Какие вызовы и трудности могут возникнуть при использовании гастродипломатии?
– Гастродипломатия требует системного подхода и скоординированного государственно-частного партнерства. Кроме того, ни одна гастродипломатическая кампания не дает моментального эффекта – да и измерить этот эффект очень трудно.
– Как вы считаете, могут ли российские кулинарные традиции стать инструментом гастродипломатии? Если да, то каким образом?
– Безусловно, кухня народов России может быть эффективным инструментом гастродипломатии. Отдельные международные проекты уже подтвердили свою эффективность, например, Российские гастрономические недели (РГН, www.rusgw.com). Стоит отметить и факт начала подготовки российских специалистов в этой области, в том числе специальный учебный курс «Гастродипломатия» для студентов факультета международных отношений ИБДА РАНХиГС. В 2024 году выйдет в свет коллективная монография «Гастродипломатия», которая будет служить учебным пособием и руководством в практической работе.
– Гастродипломатия – направление молодое.
За короткий срок уже многое сделано. Поделитесь результатами развития этого направления и его
перспективами на Кавказе.
– Рабочий вариант Концепции российской гастродипломатии подразумевает создание пяти региональных центров гастродипломатии исходя из геополитических интересов нашей страны: в Архангельской области, Республике Бурятии, Республике Дагестан, Калининградской области и Камчатском крае. Гастродипломатией на Кавказе, в той или иной степени успешно, занимаются Армения, Грузия и Азербайджан. В Российской Федерации Дагестан может стать одним из важнейших региональных центров гастродипломатии, через который будет реализовываться российская гастродипломатия в регионе Каспийского моря. Думаю, что создание такого центра в Дагестане будет полностью отвечать целям социально-экономического развития республики, а мы, со стороны Центра гастродипломатии РАНХиГС, окажем всякое необходимое методическое содействие.