ФАС России – орган превентивного контроля
Вот уже 25 лет деятельность ФАС России направлена на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти. За это время проделана колоссальная работа!
Также из Закона «О защите конкуренции» исключаются положения о том, что доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта с долей менее 35 %. Кроме того, исключается возможность применения запрета на злоупотребление доминирующим положением в случае, если такие действия приводят только к ущемлению интересов лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также исключается уведомительный контроль сделок субъектов естественных монополий. Принятые поправки расширяют сферу применения институтов пре-дупреждения о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство (их теперь можно выдавать в адрес органов власти), и предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства (их теперь будут получать и чиновники).
То есть антимонопольная служба из карательного органа постепенно превращается в орган превентивного контроля.
В то же время, появляется механизм ужесточения для чиновников, которые неоднократно нарушают Закон «О защите конкуренции». В случае повторного нарушения для должностного лица будет следовать безальтернативная дисквалификация.
«Четвертый антимонопольный пакет» наделяет правительство правом вводить правила недискриминационного доступа к товарам в том случае, если хозяйствующий субъект, производящий или реализующий эти товары, был уличен в злоупотреблении доминирующим положением. Норма направлена на недопущение условий, при которых высокая доля хозяйствующего субъекта (более 70%) на рынке дает ему возможность в одностороннем порядке определять общие условия товарооборота.
Закон «О защите конкуренции» дополняется также новой главой, которая предусматривает подробное описание случаев недопустимой практики недобросовестной конкуренции. Прежде нормы о недобросовестности были закреплены в одной статье, не раскрывающей ее основные положения.
Но не все предложения ФАС были включены в итоговый вариант «четвертого антимонопольного пакета», подписанного 5 октября
2015 года Президентом РФ Владимиром Путиным.
В итоговый документ не прошла одна из громких инициатив ФАС – о создании новых государственных и муниципальных предприятий только с предварительного согласия антимонопольного ведомства.
Кроме того, «четвертый антимонопольный пакет» лишил ФАС возможности защищать индивидуальных потребителей от злоупотреблений монополистов. То есть с 5 января
2016 года индивидуальные потребители, ТСЖ, ЖСК при возникновении жалоб на действия поставщиков коммунальных услуг должны будут обращаться не в ФАС, а в Роспотребнадзор.
Однако ФАС России стремится компенсировать это в новом пакете поправок – «пятом антимонопольном пакете», над которым уже начала работу. Среди будущих поправок служба хотела бы видеть распространение антимонопольного контроля на интеллектуальные права, легализацию параллельного импорта, ликвидацию естественных монополий и коллективные иски. Именно возможность предъявлять коллективные иски к монополистам могла бы компенсировать ослабление контроля ФАС в сфере защиты индивидуальных потребителей от злоупотреблений монополистов.
Часть планов ФАС, которые будут призваны реализовать «пятый антимонопольный пакет», связана с новыми полномочиями, доставшимися антимонопольной службе от упраздненной Федеральной службы по тарифам. В этой области антимонопольное ведомство хочет изменить регулирование: полностью пересмотреть нормативную базу по тарифному регулированию и отменить закон о естественных монополиях.