Это не лечится!
У каждого человека свои пристрастия, и никогда не возникает вопрос «почему?», ведь о вкусах не спорят. Но когда человек коллекционирует, сразу хочется узнать, с чего вдруг?
Именно это мы и попытались выяснить.
Итак, знакомьтесь – экономист по образованию, коллекционер Садык Магомедов.
Свой первый фотоаппарат он купил еще в детстве. Наверное, он и сам тогда не знал, что эта любительская «Смена» послужит началом его большой коллекции фотоаппаратов (самой большой на Северном Кавказе!). Сейчас их уже около 300 штук, но Садык помнит историю каждого из них. «Я с ними как с детьми», – в шутку говорит он.
– Расскажите, пожалуйста, как вы начали коллекционировать и почему именно фотоаппараты?
– Любовь к фотографии у меня была всегда. Первый фотоаппарат я купил еще в 5 классе вместо учебников и тетрадей для школы. Это была любительская «Смена», которая выпускалась в 50-60-х гг. прошлого века. Он считался тогда очень мощным аппаратом. Да и сейчас не уступит некоторым. Моим, к примеру, и сегодня можно снимать. Меня за эту покупку мама отругала, потому что я потратил все деньги (он тогда стоил 3 рубля 70 копеек) и остался без школьных принадлежностей на сентябрь. Я тогда был первым человеком в селе, который взял в руки фотоаппарат, и, конечно, не думал, что у меня их будет столько. Но когда начали выходить новые модели, у меня появлялось желание их купить. Так и купил «Смену-2», «Смену-3». Постоянно хотел все новые и новые. У меня были модели «Смены» до двенадцатой! С тех пор не могу остановиться. Даже деньги, которые мне давали на обувь, книги и тетради, тратил на аппараты.
– Какими экземплярами вы гордитесь больше всего?
– Все свои фотоаппараты я очень люблю, у меня ведь столько видов: есть пленочные, на пластинках, фотоаппараты-гармошки, студийные и много других. Те, что я вам показываю, – это дубли. У меня таких по две-три штуки. Но, конечно, и особенные среди них имеются. К примеру, у меня есть фотоаппарат, который принадлежал Николаю Ивановичу Свищеву-Паола. Знаменитый фотохудожник с помощью этого самого фотоаппарата сделал снимок Есенина с трубкой. Еще один уникальный фотоаппарат в моей коллекции принадлежал генералу-фельдмаршалу Паулюсу. Я купил его у одного военного, который изъял этот фотоаппарат у адъютанта фельдмаршала, плененного в Сталинграде. Я был тогда еще студентом и отдал за него мотоцикл. У меня этот аппарат ассоциируется со злом, потому что добро его прежние хозяева не снимали. Они всегда около своих жертв снимали – вот, мол, видите, как. Такой фотоаппарат не единственный: есть один у меня из коллекции Хрущева, с его автографом.
Еще есть советский «Спутник», некоторые специалисты называют его прадедушкой современного формата 3D. Он имеет три объектива, что позволяет создавать объемное изображение. А вот мечта целого поколения советских людей – гэдээровская «Практика». Его цена доходила до 600 рублей – немаленькие деньги по советским меркам.
– Фотоаппарат, на который снимали еще Есенина! Как вы их приобретаете? Где находите?
– По-разному. Интересуюсь сам, рассказываю, что есть коллекция. Так и нахожу.
Именно этот «есенинский» получил вот как: приезжал в 1984 году к нам в Махачкалу из Москвы фотограф. Я тогда работал в обкоме партии, и меня попросили пойти с ним снимать Махачкалу. Он знал, что я тоже фотолюбитель. Через несколько лет я был в Москве и позвонил к нему домой, трубку подняла женщина и сообщила, что он умер. Я предложил ей встретиться и сказал, что хочу купить один из его фотоаппаратов. Она-то мне и рассказала про тот, на который Есенина снимали. Как же я мог его не забрать? Недавно я написал письмо дочери журналиста Василия Пескова, жду и от нее фотоаппарат Nikon.
Во всех городах, где я бываю, я пытаюсь что-то найти. Сейчас уже, когда о моем пристрастии знают много людей, фотоаппараты находятся сами: друзья дарят или люди выходят на меня и предлагают купить. Иногда аппарат бывает в очень плохом состоянии, но это меня не волнует. Я все равно могу купить, если он представляет какую-то ценность. Все свои приобретения я привожу в порядок, чиню. Вся техника, даже самая старая (фотоаппарат 1919 года), можно хоть сейчас использовать. Они все в рабочем состоянии! И знаете, какая бы сейчас ни появилась усовершенствованная аппаратура, ничего не сравнится с пленочными фотоаппаратами. Я до сих пор проявляю фото химическим путем, и оно по цветогамме гораздо лучше. Никогда вы не увидите таких насыщенных фотографий с цифровиков.
– В вашей коллекции только фотоаппараты?
– Нет, что вы! Вы еще не видели мои кинокамеры. Вот, к примеру, «Красногорск-3». Только посмотрите, какая она красавица! Я и сам на нее снимал. У меня их 60 штук, самых разных. Еще есть пластинки 1927 года, радиоприемники. В общем, чего только не собираю! У меня есть и фоторужья. Их я очень люблю. Помню, когда первое пробрел, сколько хвастался, пижонил. Ни у кого ведь такого не было! Накидывал на плечо и гордой походкой ходил по городу, снимал девочек, а они стеснялись, прятались (смеется).
– А вы сами любите фотографировать?
– Я фотографирую с 12 лет. Всегда любил снимать природу, пейзажи. А самое мое любимое – это портреты. Я фотографировал моих родственников, односельчан, а сейчас смотрю и понимаю, что фотография – это вечная память. Некоторых людей уже нет в живых, а я, казалось бы, недавно их фотографировал. Когда мои фотографии смотрит кто-то из родных, спрашивают меня «А кто это?», а я отвечаю, к примеру, «Это ваш дедушка». Некоторым фотографиям уже лет по 50. Мне самому 67. Жалко, что сейчас фотографов-художников совсем мало. Все снимают на цифру.
– Садык Магомедович, бытует мнение, что коллекционирование – это диагноз. Согласны?
– Болезнь, причем неизлечимая (смеется). Я только приехал из Волгограда, отдыхал в санатории и даже там умудрился купить три фотоаппарата, но еще их не привел в порядок, поэтому показывать вам не буду. Попробую объяснить. Раньше, когда мне было плохо, я читал Фета, Жуковского, Гамзатова. А сейчас приду, поговорю с фотоаппаратом, разберусь в нем, и уже на душе хорошо. Я бы хотел организовать выставку, чтобы показывать мою коллекцию людям, но никто мои фотоаппараты страховать не хочет, к сожалению.
Справка
Первый в мире фотоаппарат был сделан в 1839 году Луи Жаком Манде Дагером.
В 1854 году Иван Фёдорович Александровский, русский художник, фотограф, инженер и изобретатель изобрел первый в мире стереофотоаппарат.
Первую цветную фотографию сделал английский физик Джеймс Максвелл в 1861 году.
На первой опубликованной в России фотографии был изображен Лев Толстой.
Самой дорогой камерой была «1923 Leica Camera» которая была продана на аукционе за 2,8 млн долларов.
Еще в XIX веке художники использовали фотоаппараты в процессе создания некоторых картин. Так поступали, например, Делакруа, Дега, Ван Гог.
На данный момент фотокамерами владеют 2,5 миллиарда людей в мире, а всего в мире распечатано более 65 миллиардов фотографий.
Самая большая коллекция в мире находится в Индии у Dilish Parekh, у него более 4,425 старинных камер. Свою коллекцию он собирал с 1977 года.