Две спицы, две руки…
Ее руки – волшебные. Смотришь на них, и смотришь… Двигаются так быстро и в то же время слаженно. Как шестеренки в часиках. Не видно кончиков – сливаются Ее руки – волшебные. Смотришь на них, и смотришь… Двигаются так быстро и в то же время слаженно. Как шестеренки в часиках. Не видно кончиков – сливаются с воздухом. Если бы не паузы, можно было бы подумать, что пальцы воздушные, прозрачные…
Жанна Курбанова – удивительная женщина. Неунывающая, жизнелюбивая, светлая! С песней идет по жизни… Где еще таких встретишь? Людей, из которых ручьем плещет энергия и позитив, сейчас мало найдешь!
Казалось бы, что удивительного в том, что женщина вяжет спицами? Вон сколько по миру одних только бабушек на креслах-качалках вяжут себе тихими вечерами, в то время, как котенок играет с клубком. Только вот Жанна не простая вязальщица. Свое хобби Жанна с раннего детства смогла вывести на новый уровень. Первой в Дагестане мастерица связала спицами целую художественную коллекцию – полотна, на которых изображены неповторимые пейзажи, портреты известных людей и обычных дагестанцев. Ее творчество – неповторимое, завораживающее, безумно трудоемкое. До нее никто такого не делал.
Жанна показывает свою любимую работу – большое эпическое полотно «Балхарка». На нем изображена пожилая женщина в национальном костюме, которая разукрашивает кувшин балхарской росписью. На эту работу у мастерицы ушло несколько месяцев, она дорога ей, как никакая другая.
Ее персональная выставка прошла еще в 2007 году в выставочном зале Союза художников Дагестана. Тогда на вязаные картины пришли посмотреть многие, и нет ни одного из их числа, кто бы ушел оттуда равнодушным. Жанна – победительница биеннале «Шунудаг-2008» и «Шунудаг-2010». Жалко, что пока о ее таланте знают только в нашей республике, хотя ее работы, несомненно, призваны славить Дагестан, славить наш народ, наше искусство.
Ведь объяснение творческого феномена Жанны надо искать высоко в горах, в ее родном ауле Кули Кулинского района Дагестана, в замечательной многодетной семье горцев, отца – Габибулы Магомедовича и матери – Жаваги Кадаевны.
По рассказам самой Жанны, с детских лет отец и мать старались передать ей и другим своим детям все то лучшее, чем они обладали.
Вязанию Жанну научила мама. Вначале она вязала шапочки, носочки, кофточки с красивым орнаментом, веселые по цвету, которые с удовольствием носили все ее родственницы-сверстницы. Но уже в пятом классе она стала задумываться над тем, как соединить свою способность хорошего рисования с техникой вязания на спицах в одном большом и значительном произведении.
По словам Жанны, в то время на уроках литературы проходили Тараса Шевченко, и она решается на создание вязаного портрета украинского поэта.
Глядя сегодня на этот портрет, не перестаешь удивляться тому, как маленькой девочке удалось передать портретное сходство и не запутаться в цветовых сочетаниях. Сюжеты первых ее работ незатейливы и просты. Это, как правило, изображения животных, птиц, рыб, пейзажи и натюрморты.
С годами к Жанне пришел богатый опыт, и она стала создавать более сложные по рисунку и цвету композиции. Появилась целая галерея портретов родных и близких.
В это время она создает «Портрет родителей», «Мадонну Литту», декоративное панно «Птицы», «Мост в ауле Унчукатль».
Затем появляются работы «Лунная ночь», «Голубь», «Парту Патима», «Восход. Кумухская гора», «Снежные вершины» и другие. Когда осознаешь, что такая красотища связана не бездушной машиной, а человеческими руками, диву даешься. Ведь здесь только одних ниток различных цветовых оттенков можно сосчитать до двухсот!
«Когда я в очередной раз прихожу в магазин за нитками, продавцы очень радуются, говорят, что нитки таких цветов у них никто кроме меня не покупает, – смеется Жанна. – Представляете, сколько оттенков необходимо сочетать в изображении человеческого лица, пойди подбери нужные нитки на наших прилавках!»
Несмотря на то, что пока еще наши жители неохотно покупают эти поистине уникальные произведения искусства, ссылаясь на то, что цена велика (разве может оценить работу тот, кто и представления не имеет, насколько это трудоемкий и затратный процесс), Жанна не унывает. Закончив вязание одного полотна, принимается за другое. На этот раз мастерица работает над портретом известного композитора, нашего земляка Мурада Кажлаева. «Портретная работа – очень кропотливая, вообще при вязании нельзя допустить ни малейшей ошибки, иначе придется все распускать и вязать по новой. Стараюсь все отмерить, посчитать каждую петельку. Только так можно добиться полного сходства с фотографией», – делится секретами Жанна.
Несмотря на различные жизненные перипетии, неустроенный домашний быт (у Жанны пока нет постоянного места проживания), будучи от природы большим оптимистом, она настойчива и упорна в достижении заветной цели – мечтает открыть собственную школу, где она могла бы обучать девочек вязанию, передавать им свое мастерство. «Даже если девочки не захотят вязать картины, как я, умение вязать им очень пригодится в жизни, они смогут одевать не только себя, но и всю свою семью в уникальные, качественные вещи, связанные собственными руками», – говорит Жанна.
…Беседа подходит к концу, и снова слышно постукивание послушных спиц. И снова хочется завороженно глядеть, как Жанна увлеченно вывязывает петельки, «рисует» очередной свой шедевр, пропуская его через самое сердце.