Махачкала

Духовный мост между народами

12:26  25.09.12
0
17

Значимым событием последних дней для дагестанцев стало появление, в соответствии с подписанным Президентом РД Магомедовым М. М. Указом «Об увековечении памяти Л.Н. Толстого», на одной из центральных улиц столицы Дагестана и в «Матласе» Хунзахского района памятника и мемориала, увековечивающих память великого русского писателя Л. Н. Толстого и героя его знаменитой повести, нашего земляка, наиба имама Шамиля Хаджи–Мурата.

47Начну, быть может, с главного.
В 1851 г. старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Льва Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Лев Николаевич Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях, сначала добровольно, потом был принят на службу. Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для многих его известных миру произведений. В 1853 году Толстой, вернувшись с Кавказа, записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода».
Произведение, которое по праву называют жемчужиной позднего творчества Л. Н. Толстого – «Хаджи-Мурат», как в зеркале отразило лучшие человеческие и творческие стороны бытия и мышления великого писателя.
В нем писатель органично сочетал свои философские взгляды и художественное правдоподобие. Несомненно, повесть можно назвать документальной, поскольку она точно передает хронологию событий и дух того времени, помимо этого, автор сумел передать читателю тот особенный исламский дух, которым пронизана была вся жизнь горцев.
Толстой пишет не историю человека, не историю войны, а человеческие чувства. Хаджи-Мурат предстает как человек, верный своему религиозному долгу. Хаджи-Мурат показан Толстым именно как праведный мусульманин – он набожен, соблюдает обязательные молитвы, которые тоже являются прямой обязанностью истинного мусульманина, он воюет за веру.
Сам Хаджи-Мурат говорит, что «надел чалму для спасения души». Помимо этого, Хаджи-Мурат верен своей семье, он и перешел к русским для того, чтобы вызволить семью. Толстой изображает его как праведного человека, любящего Бога, соблюдающего моральные нормы своей веры – а это в любом случае достойно восхищения, хотя для толстовской этики неприемлемо понятие войны за веру.
Он пишет о человеке-герое, о человеке, зажатом между выбором – Шамиль или император Николай. И если первый – царь духовный, то второй – царь сильный.
Эта кавказская повесть по праву может считаться одной из лучших толстовских повестей по своей предельной простоте, ясности, прозрачности и документализму. Толстой начал писать повесть в 1896 г. «Татарин на дороге. Хаджи-Мурат», – отметил Толстой в записной книжке 18 июля 1896 г. после прогулки в окрестностях Пирогова, где он гостил у брата С.Н. Толстого.
Первоначальная редакция повести называлась «Репей». Однако повесть перерабатывалась в течение нескольких лет. «Когда я пишу историческое, я люблю быть до малейших подробностей верным действительности», – писал Л. Толстой. Для одного только первого наброска «Хаджи-Мурата» он ознакомился с сочинениями, в которых насчитывалось около 5000 страниц. В повести нашли отражение исторические документы, печатные и архивные источники – труды Л. Зиссермана, генерал-фельдмаршала князя А. И. Барятинского, князя М. С. Воронцова и рассказы кавказцев, А. П. Андреева, Е. А. Вердеревского и многих других.
Прошло около 150 лет с тех событий, о которых поведал миру Лев Николаевич. Поводом для дальнейшего развития этой темы, одной из важных для истории и положительного имиджа республики, послужили следующие шаги.
Инициативная группа из города Тулы, родины Л. Н. Толстого, и земляки разных поколений не раз обращались к руководству Республики Дагестан за поддержкой и помощью в воссоединении и захоронении останков главного героя последней повести Толстого – Хаджи-Мурата, волею судьбы оказавшихся на древней азербайджанской земле, увековечении памяти героев Кавказской войны – ряда его сподвижников и участников тех судьбоносных для Страны гор событий.
В 2009 г. было написано письмо Президенту Республики Дагестан и подан на рассмотрение утвержденный директором музея-усадьбы
Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» проект «Памятный камень Хаджи-Мурату». Инициатива была одобрена руководством республики. На выбор и транспортировку камня были выделены необходимые финансовые средства.
Следует подчеркнуть, что до этого времени памятные камни в Яснополянском музее и филиалах не устанавливались, даже на могиле Л. Н. Толстого. Директор музея «Ясная Поляна» – ныне советник Президента РФ В.И. Толстой с известным писателем Андреем Георгиевичем Битовым окончательно сформировали концепцию этого мемориала. В марте 2010 года Г.Л. Опарин, один из активных инициаторов этого проекта, отправился в Дагестан выбирать камень, который должен был навечно встать на краю поля, в Пироговских имениях графов Толстых. Там, где Лев Николаевич встретил изломанный крестьянским плугом, но непобежденный куст татарника и вспомнил о Хаджи-Мурате. К поиску активно подключились администрация и общественность Хунзаха – родины героя. Найденный камень изначально весил около 37 тонн.
Геннадию Опарину с научным сотрудником отдела Игорем Пешехоновым пришлось послойно, по всей длине камня сбить около семи тонн. Большую помощь в этом оказали руководство и сотрудники «Мостоотряда». Это была настоящая, бескорыстная интернациональная помощь. Камень был загружен в полуприцеп и с водителями Хамзатом и Мухтаром отправлен в Пирогово. Здесь мегалит и был установлен в специально подготовленный железобетонный стакан-фундамент. У подножья на черно-серой гранитной плите выбита надпись на русском и арабском языках: «Да примирит и упокоит Всевышний души всех погибших в кавказских войнах».
Это стало символом общности людей разных стран, языков и представлений о Всевышнем, разных уровней образования и достатка. Оно стало образной живой моделью России и мира.
Теперь на краю русского черноземного поля в Пироговских имениях графов Толстых высится кавказская скала как символ нерушимости дружбы и единства народов нашей великой многонациональной страны.
Расул Гамзатов в одном из своих интервью как-то сказал: «К сожалению, оказалось, что только война может востребовать и воспеть людей чести и совести, оказавшихся не у дел в мирное время. К счастью, теперь в России и в мире о Дагестане узнали… и как о родине героев, которые способны отстоять честь и достоинство своей земли… Я предлагаю поставить мемориал памяти погибших на этой войне….».
Эти слова послужили символическим предсказанием для тех, кто начал вкладывать свои сбережения и усилия в дело возведения великолепных памятных символов в знак благодарности потомков одному из самых читаемых сегодня в мире российских авторов – Льву Толстому. Руководителем интересного проекта, памятника Л. Толстому и герою его повести «Хаджи-Мурат», который украсил одно из оживленных мест центра столицы Дагестана – Парк им. Ленинского комсомола и ул. М. Гаджиева – стал Джамал Омаров, предприниматель.
Увековечил в камне образы великого русского писателя Льва Толстого и героя его произведения молодой и перспективный скульптор Шамиль Канайгаджиев.
Руководителем другого проекта-мемориала, который украсил великолепный памятник природы – местность «Матлас», является Сурхай Алиев – зам. председателя региональной правозащитной организации «Равноправие и защита» и земляк легендарного Хаджи-Мурада.
Памятник олицетворяет единство и многокрасочность образов двух великих личностей, какими стали в истории наших народов Толстой и Хаджи-Мурат. Он символично передает и дух прошлых лихолетий ратной истории Отечества, и созидающую роль писательского труда во все времена человечества – кинжал и перо обрели на нем равнозначимую ценность.
Недавняя встреча с советником Президента РФ В.И. Толстым еще раз подтвердила необходимость разносторонней поддержки любого шага меценатства и благотворительности в отношении культурных проектов в регионах, да и в стране в целом. Необходимо помочь тем, кто хочет и может внести посильный вклад в дело увековечения памяти легендарных личностей в российской отечественной истории, поддержки всенародных проектов и акций, направленных на возрождение и сохранение для потомков лучших традиций культуры нашего Отечества.
Думаю, благодаря этому проекту в эти дни мы еще раз, как и миллионы его почитателей, вновь почувствовали величие, многообразие и уникальность личности, с которой через его бессмертные произведения судьба свела нас на всю жизнь, смогли понять необходимость и потребность более бережного и уважительного отношения к людям, которые стали достоянием нашей ратной истории.
Эти образы, запечатленные в памятниках на дагестанской земле, станут выражением глубоких и искренних чувств любви и уважения к Гению и Воину, творениями и мужеством которых мы, потомки, всегда будем гордиться.

12:26  25.09.12
0
17

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *