Махачкала

Достояние народа

13:03  24.03.17
0
7

7яяя87«Рубаха», «сарафан», «кафтан», «кокошник» – слова, знакомые нам из русских сказок. Сейчас нам трудно представить, что это элементы одежды не только персонажей сказок или солистов фольклорных ансамблей, но и реальных жительниц России.
Однако вплоть до XX века в некоторых деревнях девушки и женщины ходили именно так. И сейчас есть еще женщины в российских деревнях, которые хранят настоящее достояние народа – национальный костюм, доставшийся им от их бабушек и прабабушек.
Как рассказывает известный в России собиратель и исследователь народного костюма Сергей Глебушкин, «приехав в конце 80-х годов в село Секирино Рязанской области, приятно удивился, что местные жительницы, в основном пожилого возраста, еще ходят в поневах и поднизывают под платок косы. В каждой избе сундуки ломились от понев, запонов, старинных платков. Теперь редкость найти весь наряд у одной хозяйки. Приходится собирать, что называется, по крупицам». Но Сергей Анатольевич не боится трудностей, уже более 30 лет он ездит по разным регионам нашей необъятной страны в этнографические экспедиции. На сегодняшний день его коллекция народных костюмов насчитывает порядка 300 полных костюмных комплектов – это одна из самых крупных и значительных в стране коллекций!
Мы решили встретиться с Сергеем Глебушкиным, чтобы поговорить с ним о русском народном костюме, сохранении традиций и его впечатлениях о Дагестане.
– Коллекционирование народных костюмов – достаточно редкое увлечение, тем более для мужчины. Или, может быть, для вас это нечто большее – дело жизни? Расскажите, с чего все началось.
– Вначале для меня это было просто увлечение. Раньше я занимался в фольклорном коллективе, мы ездили по деревням и собирали народные песни, танцы, а я вскоре положил глаз еще и на народные костюмы. Первый костюм достался мне от моей бабушки. В свою молодость она носила его, а потом просто хранила и передала мне. Я, можно сказать, получил от нее благословение на сохранение народных костюмов. Со временем я очень втянулся в эту работу и даже будучи уже седым вновь поступил учиться в Московский институт культуры. Кстати, в то время его возглавлял Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов – человек, искренне любящий народную культуру и много делающий для ее сохранения и приумножения. В нашем институте и по сей день часто вспоминают Рамазана Гаджимурадовича, можно сказать, мы даже завидуем Дагестану, что у вас такой руководитель.
– Есть ли у ва7ыыыы87с в коллекции любимые костюмы?
– Все костюмы мне одинаково дороги, у каждого из них своя история, в том числе и история того, как он оказался в моей коллекции. Ведь бывает не так просто не только отыскать в какой-нибудь деревне бабушку, которая хранит народный костюм, но и уговорить ее подарить (или продать) этот костюм для моей коллекции. С экспедициями я побывал практически во всех регионах России. Чего только не было в этих поездках: и машина ломалась, и колеса мне прокалывали… Поэтому когда в моей коллекции появляется новый костюм – это праздник для меня.
– Глядя на экспонаты вашей коллекции, просто поражаешься, насколько разнообразен русский народный костюм. Расскажите об основных отличиях костюмов жительниц разных регионов России и об их общих чертах.
– В прошлые времена одежда женщины многое могла рассказать о ней: месте жительства, социальном статусе, семейном положении и т. д. Костюм одной российской губернии отличался от костюма другой, но в губерниях еще были уезды, костюмы которых также различались, а в уездах, соответственно, были деревни, и наряды в каждой были свои. При всем обилии различной одежды на Руси выделялись несколько основных комплектов русского женского костюма. Это сарафанный комплект (северорусский) и поневный комплект (южнорусский, более древний). При этом издавна рубаха всегда была основой женского наряда. Как правило, рубахи были изо льна, конопли или хлопка, а более дорогие – из шелка. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудная часть украшались вышивкой, тесьмой, узорами. Причем цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии.
Русские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось множество – не менее трех десятков – самых разных нарядов на все случаи жизни. Это и праздничные, и рабочие, и траурные, и выходные, и даже специальные для уборки урожая! Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения, праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный всего 7.
Еще одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки. Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы головным убором. Как правило, сначала надевали кику, а поверх – платок. Парадным головным убором замужней женщины был кокошник, богато украшенный золотой и серебряной вышивкой, жемчугом и драгоценными камнями.
– Мужские костюмы отличались разнообразием?
– У мужчин одежда была менее разнообразна. В основном мужской гардероб состоял из рабочих рубахи и портов, а также праздничного комплекта.
– Где вы храните свою коллекцию и как ухаживаете за такими старинными вещами?
– Вначале я хранил свою коллекцию в квартире, потом на балконе, а когда и там места уже не стало хватать, мне пришлось перевести ее в отдельное помещение, именуемое … «металлический гараж – бокс». Я оборудовал его стеллажами и разложил все костюмы, что называется, «по полочкам». Многие говорят, что это недостойное место для хранения культурных ценностей. Я с этим согласен. Но другого места у меня пока нет. Я обращался в Департамент культуры г. Москвы, Министерство культуры РФ с просьбой выделить мне место для хранения, но все безрезультатно. Поэтому лучшего места, чем есть, я для своей коллекции не жду. С другой стороны, если обратиться к истории, то раньше на Руси вещи хранили зимой на морозе (в чулане, на чердаке и т. д.), а летом просушивали на свежем воздухе и «прожаривали» на солнце. Так и у меня: зимой костюмы находятся в гараже, а летом я их вывожу на дачу, где они проветриваются и просушиваются. От моли я спасаюсь дедовскими методами: лавандой и табаком. Когда приобретаю новые костюмы, часто приходится их реставрировать, ведь им порядка 150 лет! Какие-то мелкие работы выполняю сам: поставить заплатку, подшить отпоровшееся. А для более профессиональной реставрации отдаю знающим в этом толк людям. Стираю костюмы исключительно вручную и только с использованием хозяйственного мыла – никакой другой современной химии народные костюмы не терпят!
– Поделитесь вашими впечатлениями о визите в Дагестан.
– Я впервые в Дагестане. Благодарю за приглашение Республиканский Дом народного творчества и лично его директора Мариту Велихановну Мугадову. С дагестанской культурой я был знаком и ранее по выездным мероприятиям, фестивалям, проходящим в России и за рубежом. Дагестанские народные костюмы, бесспорно, очень красивы, но познать их все за короткий срок очень сложно. Я бы хотел их изучить, надеюсь, что еще раз приеду в Дагестан.
– Как вы считаете, как можно сохранить национальную самобытность?
– Чтобы сохранить самобытность, нужно помнить свое прошлое и иметь общую национальную идею. Сейчас идентифицировать человека можно только по традициям, которых он придерживается, национальному менталитету. Понятное дело, что в современных условиях мы не можем снова облачиться в народные костюмы, ходить так по улице, но зато мы можем носить традиционные наряды на фольклорных фестивалях, народных праздниках, свадьбах и других торжествах. Так мы будем помнить о своих корнях. Я побывал во многих регионах и могу сказать, что в Дагестане очень многое делается в плане сохранения культуры, дружбы народов. Это так прекрасно, что в многонациональной республике люди разных национальностей и вероисповеданий дружно справляют и Масленицу, и Навруз, и другие праздники. Поэтому я желаю дагестанцам кавказского здоровья и трепетного отношения к своей культуре. Рамазан Гаджимурадович правильно подметил в одном из своих выступлений, что воспитание традиций начинается с семьи. Если в семьях станут забывать о своих традициях, то что будет с нашим обществом?!

13:03  24.03.17
0
7

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *