Детство – жизнь в параллельном мире?
В преддверии Международного дня защиты детей, который отмечается во многих странах мира 1 июня, мы решили больше узнать о самой важной части детства – игрушках.
О том, чем и во что играли в Дагестане лет 100 назад, нашим читателям рассказала Майсарат Мусаева, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, кандидат исторических наук.
– Майсарат Камиловна, что вы можете рассказать о традиционных игрушках дагестанских детей?
– Следует отметить, что фабричные игрушки имели распространение в Дагестане в очень ограниченном количестве, не во всех слоях общества и в основном в равнинных районах. А многие традиционные игрушки были как бы уменьшенными копиями предметов, с которыми ребенок сталкивался повседневно. В игрушки играли дети, однако некоторыми из них окружали себя и взрослые. Такой интерес к игрушкам предполагает давнюю историю существования этих предметов традиционного быта. К примеру, куклы из теста пшеничной, изредка кукурузной муки использовали в календарных и семейных обрядах.
– Существовало ли какое-то разделение игрушек по возрасту и полу?
– Конечно. Первой игрушкой, с которой сталкивался ребенок, независимо от пола, была звуковая игрушка – погремушка, которую делали из бараньего или козьего мочевого пузыря. Мочевой пузырь свежезарезанного животного промывали и, предварительно вложив в него горсть бобов или зерен какого-нибудь злака, надували и просушивали. После просушки бобы или зерна, ударяясь о стенки задубевшего пузыря, гремели – получалась погремушка. Погремушки такого типа имели очень широкое распространение практически у всех народов Дагестана. Погремушками служили иногда и раскрашенные полые куриные яйца. От одного ребенка к другому переходили в семье погремушки, сделанные из дерева: из мягкой древесины вытачивались две одинаковые полые полусферы с ручкой. Полость заполняли горстью зерна, кукурузы или фасоли, половинки сфер прикладывали друг к другу и перевязывали нитками. Погремушку раскрашивали или разрисовывали.
Игрушечные свистульки, предназначенные для детей того же возраста и чуть постарше, призванные также отгонять от ребенка злых духов, демонов, были и первыми музыкальными инструментами, с которыми сталкивался ребенок. Свистульки делали для детей из различных материалов, но чаще всего вырезали из дерева или лепили из глины (иногда их обжигали), придавали вид самых разных птиц и раскрашивали.
Важным предметом игровой деятельности мальчиков любого возраста считался мяч, который имел совсем не современный, привычный нам вид. Его делали из надутого бычьего мочевого пузыря или из туго свернутых в клубок, а затем прошитых кусков овчины. Применялись, особенно у ногайцев, и войлочные мячи. К мальчишечьим игрушкам относились деревянные кинжалы в ножнах, колчаны для стрел, копья и другие предметы мальчика-воина. Надо сказать, что украшали детское оружие не менее затейливо, чем предметы, предназначенные для взрослых. Их украшали резьбой, покрывали изысканным узором. Часто игрушечный кинжал из дерева становился украшением костюма ребенка 4–6 лет, как это было принято у взрослых. Уже в этом возрасте его приучали правильно носить оружие. Чуть позже во многих семьях с соответствующим достатком деревянное оружие заменяли металлическим, но тоже миниатюрным.
В середине ХIХ века, когда в массовом порядке у народов Дагестана получили распространение пистолеты («тапанча»), которые также стали украшением мужского костюма, появилась «игра в войну», с использованием самодельных пистолетов (из дерева, глины, кости). У игры были строгие правила, которые требовали очень честного подхода. Тот, чье туловище (грудь, спина) попадало в поле зрения противника, считался «убитым» и выбывал из игры; если из-за укрытия были видны только конечности (руки, ноги) или голова, играющий выходил из строя на определенное время, то есть считался раненым. Нельзя было спорить, доказывать, что при слове «ких-ких», которое произносил «стреляющий», противник «не убит» или «не ранен». Такой спорщик рисковал быть непринятым в следующий раз в игру.
Еще одной любимой игрушкой мальчиков считался «волчок» – прототип современной юлы. Летом мальчики во время купания на реке устраивали запруды и там наперегонки пускали узкие деревянные лодочки, очень напоминавшие известные каноэ. Надо отметить, что большинство игрушек дети строгали из дерева, лепили из глины сами, однако те, у кого были деды, имели больше качественных игрушек, поскольку те не только помогали, но и сами мастерили их внукам.
Наиболее распространенной игрушкой, предназначенной для маленьких девочек, была кукла – подобие живого существа, главным образом человека. Первые ее образцы мастерили для детей, как правило, взрослые, из самых различных материалов. Самой удобной для использования считалась мягкая, так называемая «тряпичная кукла». У ногайцев куклы шили из войлочных лоскутов. Следующими по распространенности были куклы деревянные – их вырезали из цельного куска дерева. Такие куклы чаще всего имели распростертые как крылья руки, их наряжали в национальную одежду. Следует отметить, что кукла в жизни детей играла двоякую роль: в раннем детстве она была просто игрушкой, одежду для которой шили взрослые; позже, для подростков 7–10 лет кукла служила своеобразным манекеном, одевая который, девочки учились навыкам кройки и шитья. Обычные детские куклы чаще всего использовали во время игры в «дом» или в «дочки-матери». При этом следует отметить, что девочки 5–6 лет действительно ткали на своих мини-ткацких станках маленькие образцы ковриков, которыми они украшали свои кукольные дома.
– Каково значение таких игр и игрушек?
– Традиционные для дагестанцев игрушки были на определенных этапах истории своеобразным отражением социального строя, хозяйственного быта, материальной и духовной культуры, религиозных верований дагестанского народа. Многие игровые действия осуществлялись при помощи игрушек, которые создавали как взрослые, так и сами дети. Девочки играли в куклы, укладывали их в миниатюрные люльки, пели колыбельные песни, шили им одежду и т. д. – игра превращалась в своеобразную трудовую и семейную школу. Мальчиков интересовали игрушки, которые знакомили их с хозяйственной жизнью, а также имели определенное военное направление, позволяли получить навыки, необходимые для настоящего мужчины во взрослой жизни.
Именно в игре дети учились взаимодействовать с окружающим миром, моделируя происходящие в нем процессы, объединяя реальность и воображение, создавая свой мир, параллельный взрослому.