Махачкала

Дерево Манабы

18:07  21.11.12
0
27

В Дагестане она – почти грузинка, в Грузии она – дагестанка.
Ее дом – и там и тут. Ее искусство, на советских выставках часто вызывавшее спор, к какому же народу принадлежит, дышит Кавказом и олицетворяет его схожесть и единство. Ее мечта – дерево на самой высокой горе в родных Кубачах, которого пока нет, и гнездо на нем,
в котором она жила бы птицей. Познакомьтесь: известная кубачинка Манаба Омаровна Магомедова.

Она родилась в дагестанском ауле Кубачи, в одном из известных и прославленных с древности горных селений Кавказа. Художественная обработка металла известна здесь с глубокой древности. Слава Кубачей связана с вековыми традициями вначале кольчужников, а позже — и златокузнецов, мастеров, украшавших холодное и огнестрельное оружие, и ювелиров. Драгоценные кубачинские изделия, украшенные чернью, гравировкой, насечкой золотом, резной слоновой костью, высоко ценились на протяжении столетий как в странах мусульманского Востока, так и в Европе. Ювелирным и оружейным делом занимались исключительно мужчины, а женщины аула были мастерицами вышивки и вязания.
Но Манаба Магомедова решила слегка изменить традицию и доказать всем силу женщины:
– Ведь в этой жизни, куда не глянь, женщина сильнее. Она и детей рожает, она и кормит, и все на себе всегда несет: и уют, и настроение в семье, и многое другое. Вот я и решила доказать, что и металлом могут заниматься не только мужчины. Порой женщина работает даже лучше.
И она сделала этого, взяв в наследство от отца искусство златокузнечества, и стала известным художником. Манаба Омаровна владеет 28-ю способами художественной техники обработки металла. Ее работы хранятся в собраниях семей Ираклия Абашидзе, Галины Волчек, Ладо Гудиашвили, Германа Титова, Расула Гамзатова, Фазу Алиевой и других.
Ответить на вопрос, где же ее дом, ей очень сложно. Манаба основную часть года проводит в Грузии, в своей уютной квартире в центре Тбилиси. Тут она работает, читает и пишет. А когда на дворе начинает холодать, она уезжает в родной Дагестан. Вся родословная госпожи Манабы уходит именно туда. В 30-е годы прошлого века ее отца раскулачили. Он перебрался к верным друзьям в Тбилиси. Тут начал работать и строить новую жизнь. Сюда после смерти бабушки забрали и семилетнюю Манабу. В Тбилиси она и соприкоснулась с древней грузинской культурой, которая оказала влияние на формирование ее творческих взглядов. В свою очередь, став уже известным художником, она внесла свою лепту в развитие современного прикладного искусства Грузии. Долгие годы она преподавала в Тбилисской академии художеств, воспитав целую плеяду своих последователей.

– Времена изменились, и дело мое сегодня для молодых специалистов кажется слишком трудоемким, так как все делается руками. Это занимает много времени и требует немало труда. Сегодня же в прикладном искуссвте металла все механизированно, и ручной труд сведен к минимуму. А ведь без него работа без души. Да и потом заказы ручной работы не оплачиваются высоко, поэтому легче и быстрее заработать, делая изделия механически. Наверное, поэтому учеников, последователей именно моего дела так и не нашлось, – заваривая крепкий черный чай, начинает рассказ энергичная, увидевшая жизнь со всех ее сторон, женщина. За большой вклад в развитие прикладного искусства она удостоена званий народного художника Грузии и Дагестана, ордена Чести Грузии, ордена За заслуги перед Республикой Дагестан и заслуженного художника России. Ее имя занесено в энциклопедии Грузии и города Тбилиси, а работы хранятся в музеях Москвы, Петербурга, Германии, Чехии, Венгрии, Турции и Дагестана.

Трудно понять, сколько госпоже Манабе лет: она так легка на подъем, активна и трудолюбива, что ее душевной молодости могут позавидовать и студенты, и ее собственные дети. По словам художницы, в жизни нужно много трудиться и не завидовать другим: «Тогда все у тебя получится». Сама же Манаба всю жизнь работала по 16 часов в сутки. Сидишь рядом с поражающей своей простотой, мудростью и искренностью уже не молодой женщиной и думаешь, и откуда у нее столько энергии?
– От Бога. Все в этой жизни нам дарит он. Нужно его любить, нужно его слушаться, и тогда и силы и энергия будут, – наставляет нас, молодых, госпожа Манаба. Она даже согласилась бы на сделку с Богом, если бы он предложил ей бессмертие: «Если бы он дал мне силы и возможность работать, то – да, я согласилась бы на бессмертие. Я бы хотела еще работать и творить, и превратить свои замыслы в реальность. Но сейчас все чаще чувствую, что силы уже не те».
На вопрос, сколько времени уходит на творение одного изделия, Манаба ответить не смогла. Это всегда по-разному: иногда что-то прерывает работу женщины, иногда «мысль должна бродить в своем соку как новое вино, пока не настоится, пока не перекипит».
– Я долго думаю, хожу в библиотеки, читаю истории известных людей, исторических героев. Потом перед сном все это в какой-то форме и метафоре является ко мне. Иногда я встаю и записываю. А потом сажусь в мастерской. Например, есть кольца, которые можно сделать за несколько часов (такие, как обручальные), а есть такие перстни, работа над которыми занимает неделю, – пересматривая каталоги своих работ, улыбается Манаба.

«Свою работу надо любить, – уверена она. – Людей надо любить». Жизнь, по словам этой сильной женщины, надо любить.
– Только любовь способна дать человеку силы на творчество, на успех, на радость жизни и на силы перебороть все жизненные преграды. В свою очередь, зависть – самое гнусное и самое большое оружие слабых. Она способна разрушить, навредить тому, кто честно работает, но она не дает радости и успеха. А вот любовь может помочь преодолеть многое.
До того как на Кавказ пришла религия, эта земля была единой: «Ведь традиция здесь одна. А разве можно просто взять и разделить Кавказ? Он ведь един: все мы горцы, с незначительными отличиями. Думаю, это все просто большая политика. Кто-то все хочет поделить и разделить этот древний Кавказ. А он, как стойкий горец, не поддается», – высказывает свою гражданскую позицию художница. По ее мнению, все граждане страны должны быть сознательными. Поэтому Манаба интересуется, как и чем живут обе ее страны.

– С дочерью, которая как раз приехала ко мне, мы обязательно пойдем на голосование парламентских выборов Грузии. В такое время, когда стране нелегко, обязательно нужно делать свой выбор и показать, что нам, всему народу, не все равно.В старой тбилисской квартире, увешенной картинами с горными мотивами, портретами самой Манабы и ее близких людей, худож-
ница знакомит меня со своими родными местами и людьми: вот там, за грудой книг на рабочем столе, – ее брат лингвист, а вот тут сама молодая Манаба в традиционной дагестанской одежде смотрит с полотна на свой круглый грузинский обеденный стол, за которым когда-то дружно собиралась ее творческая семья. А вот там, в углу, – фотография родных Кубачи… – Горы в Грузии, как и вся природа, величественные, но сам рельеф мягче, чем в Дагестане. Горы там совсем другие – они скалистые и суровые. Так же и люди, ведь природа напрямую влияет на характер людей. Горцы Дагестана более строгие, а грузины – нежнее, более открытые. Это чувствуется и в орнаментике. Когда начинаю работу, я всегда думаю, а для кого я это делаю, какой характер в работе должен отразиться, что должно быть вложено. Если герой или мотив моей задумки дагестанский, то и узоры, отделка тоже более смелая, резкая. А если тема грузинская, то вещь получается более легкая, – рассказывает Манаба о своих творениях. Самой Манабе было 10 лет, когда она впервые взяла в руки резец. Первым ее учителем был Абдулжалил Ибрагимов. Этот знаменитый мастер в своих изделиях компонировал как дагестанские мотивы, так и грузинские орнаменты. Он прекрасно гравировал, искусно резал, знал технику эмали. Именно он показал маленькой дагестанской девочке старый Тбилиси, живой и красочный базар, Сионский собор и фрески в нем, познакомил ее с традиционными грузинскими орнаментами. Потом Манаба начала интересоваться его рисунками и зарисовками, пробовала вырезать сама сначала на бумаге, затем ее учитель показал, как наносить резьбу на металл. Так началась профессиональная жизнь Манабы, до вершин которой еще предстояло пройти длинный путь. – Мечтой моего отца, Омара Магомедова, было дать своим детям образование. К сожалению, он умер еще совсем молодым. Но моя мама, оставшаяся с четырьмя малолетними детьми, не нарушила отцовского завета и поставила всех нас на ноги. Брат Александр Магомедов стал профессором-лингвистом, ведущим специалистом по кавказским языкам. Сестра Фатима – филологом, она автор четырех книг по дагестанскому фольклору. А я пошла по папиной линии. И знаете, все говорят «мастер», «мэтр», а я ведь так и не достиг-ла пока уровня мастерства моего отца, от которого мне на память осталась всего одна его работа – серебряная табакерка с традиционным узором «гумуса накиш». Честно сказать, таких мастеров в моем родном ауле – множество, и я преклоняюсь перед ними. Судьба одарила Манабу семейным счастьем, полным тепла и взаимопонимания. Она до сих пор с теплом говорит о своем супруге Кадыре Изабакарове, который тоже был родом из Кубачей. На протяжении всей их совместной жизни он был Манабе и опорой, и другом, и советником, и коллегой. После их свадьбы Кадыр из Кубачей переехал в Тбилиси, тут окончил академию художеств, в которой и проработал до последних своих дней.

Старшая дочь Манабы Зейнаб – кандидат биологических наук, а младшая, Лейла, пошла по стопам творческих родителей. Она окончила Тбилисскую академию художеств, стала доцентом этой академии и работает с эмалью. У Манабы четыре внука. Поколения меняются, люди тоже, но Манаба надеется, что их семейные традиции работы по металлу не будут утеряны. Уходя из дома Манабы, я думаю: «Спасибо, Господи, за возможность учиться уму-разуму у таких людей. Меня не покидает надежда на то, что Кавказ – это одно целое, что никакие политические границы не разделят народы, что здравый смысл и любовь друг к другу переборют всю нестабильность и внут-
реннюю разруху. И тогда сбудется мечта великой художницы, и на горе
в Кубачах вырастет дерево, а на нем птица совьет себе гнездо и будет
парить свободно над горами великого Кавказа».

84

18:07  21.11.12
0
27

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *