Дербент – музей под открытым небом
Современный Дербент – это город–музей под открытым небом, получивший в 1989 г. статус государственного историко–архитектурного и художественного музея–заповедника, охватывающего территорию с охранными зонами, равную 1439 га. Дербентский музей–заповедник включает в себя около 150 памятников федерального и республиканского значения.
Кроме того, на сегодняшний день в Государственном музеезаповеднике для посетителей открыты восемь музеев. Это музей боевой славы, музей природы Прикаспия, музей ковра и декоративноприкладного искусства, музей культуры и быта древнего Дербента, доммузей А.А. БестужеваМарлинского, комплекс «Цитадель НарынКала», музей «Древний Дербент и народы Прикаспия», картинная галерея «История Дербента в живописных полотнах».
Драгоценным алмазом в сокровищнице дербентского наследия является архитектурный ансамбль – цитадель «НарынКала» Она расположена в северовосточной части вершины дербентского холма, возвышающейся на 340 метров над уровнем моря, и занимает площадь около 4,5 га. В плане цитадель представляет неправильный многоугольник, размеры которого с запада на восток достигают 200 м, с юга на север – 220 м. Стены цитадели толщиной 2,5–3,5 м, а высотой местами достигают 15–20 м. Крепость укреплена с северозапада небольшими башнеобразными выступами, а с юга и югозапада – квадратными башнями.
На территории цитадели находятся великолепные памятники зодчества, относящиеся к разным периодам развития города: крестовокупольный христианский храм IV–V в. н. э. (формы и конструктивные особенности которого совпадают с христианским памятником V в. в итальянском городе Равенна); развалины семи дворцовых комплексов албанского (античного), Сасанидского и арабского периодов, водохранилище XI в., зиндан XII–XIV вв., ханские бани XVII в., ханский дворец XVIII в., ханская канцелярия XVIII в., гауптвахта XIX в. Особый интерес вызывают также сами стены цитадели, крепостные ворота и идущая вдоль южной крепостной стены лестница.
Ворота южной стены Калакапы (Крепостные ворота) – самые верхние ворота в городских стенах. Проем ворот, вероятно, датируется временем строительства стены. С востока ворота фланкированы полукруглой башней XXI вв., появившейся в период обострения борьбы Дербента с Ширваном. В 1920 г. ворота обрушились, и на их месте долгое время существовал проем в стене. В 1960 г. они были восстановлены.
Внешний фасад Калакапы предельно прост – это прямоугольный проем с клинчатой перемычкой в крепостной стене; такими ворота показаны и на одном из чертежей начала XIX в. Более интересен внутренний фасад ворот, при восстановлении которого по аналогии с более ранними воротами сводчатому перекрытию прохода была придана стрельчатая форма.
Восточные ворота цитадели НарынКала (НарынКалакапы) – главные ее ворота – устроены в подпорной стене и перекрыты стрельчатыми арками и плитами основания ханской канцелярии ФетАлихана. Вход в цитадель сделан в подпорной стене, так как перепад уровня земли внутри и снаружи восточной стены цитадели достигает 5 м. За воротами в толще земли устроен наклонный проход шириной более 3 м, ограниченный по бокам подпорными стенами. В XII в. над воротами и проходом было сооружено двухэтажное здание, стены которого опирались на две мощные перекинутые через проход стрельчатые арки.
Ханская канцелярия
Ханская канцелярия располагается над главными воротами цитадели – НарынКалакапы. Слева от входа находится небольшая комната, в которой располагалась охрана ворот. Двухэтажный корпус ханской канцелярии включал в себя парадные и служебные помещения, а также приемную хана. Во второй половине XVIII в. правитель города ФетАлихан на первом этаже здания канцелярии устроил судилище.
Здание ханской канцелярии, разрушенное временем, в 60х гг. XX в. было полностью реконструировано согласно старому плану, но без сохранения планировки.
Ханский дворец
Дворец в дербентской цитадели был построен в 1768 г. сильнейшим феодальным владетелем Восточного Кавказа ФетАлиханом. Академик П.Г. Бутков, посетивший в 1796 г. цитадель НарынКала, писал, что был в ханском доме, который «…построен в два этажа из дикого камня на высоте, которая командует всем городом».
Северная крепостная стена тянется около трёх километров от цитадели НарынКала до Каспийского моря с запада к востоку. Она сохранилась почти полностью и в настоящее время. На протяжении стены имеются 43 прямоугольных и полукруглых башни, которые расположены примерно в 60–70 метрах друг от друга. Чтобы подниматься с внутренней стороны, стена имела каменные лестницы.
Стена сложена в VI в. из больших обтесанных камней, высота ее 7–8 м, ширина – от 2,5 до 3,5 м. Для выхода за пределы крепости в северной стене было сделано трое ворот.
Южная крепостная стена тянется, как и северная, от цитадели НарынКала до Каспийского моря. Расстояние между ними составляет примерно 300350 м. Южная крепостная стена обрывается местами. Сохранилась восточная часть стены протяженностью примерно 1,5 км. В отличие от северной стены, южная не играла большой роли в защите города, поэтому имела меньше башен и больше ворот (четверо).
Крепостная лестница расположена вдоль южной крепостной стены и насчитывает 211 ступеней.
Ханские бани
Ханские бани в цитадели НарынКала представляют собой улгубленные в землю сводчатокупольные сооружения, освещаемые светом через специальные отверстия в куполах и сводах. Стены, купола и своды выложены из ракушечника.
Гауптвахта
Гауптвахта, возведенная в 1828 г. на искусственно выровненной площадке, представляет собой прямоугольное здание с арочной галереей со стороны главного фасада, обращенного в сторону моря. Расположенный в центре этого фасада вход ведет в вестибюль, из которого одна дверь ведет в большой зал, а две другие – в следующие помещения.
Наибольший интерес представляет главный восточный фасад гауптвахты. Его галерея состоит из пяти полуциркульных арок, опирающихся на квадратные столбы.
Первые от цитадели ворота северной стены называются Джарчикапы, т.е. «ворота вестника». Около них ханский вестник передавал приказания. Ворота были основательно перестроены в 1811 г. Проем был сделан в виде правильной полуциркульной арки. Верхняя часть ворот сложена из грубо обработанных камней и завершается декоративными зубцами, каждый из которых состоит из цельного камня стрельчатой формы.
Западные ворота цитадели (X в.) назывались горскими. Они фланкированы с внешней стороны двумя прямоугольными выступами, усиленными наклонными подпорными стенами, которые образуют перед порогами узкий проход шириной около 3 м. Проем горских ворот перекрыт клинчатой перемычкой, с внутренней стороны к проему ведет проход, перекрытый стрельчатым сводом.
Вторые ворота южной стены, Баяткапы (VIVII вв.), называвшиеся арабами БабэльМактуб, по чертежам 1720 г. имели стрельчатый проем. В отличие от других ворот Дербента здесь было два арочных проема – наружный и внутренний, между которыми в толще крепостной стены был устроен проход, перекрытый стрельчатым сводом.
В 1811 г. Баяткапы были капитально перестроены по проекту инженера Карпова. При этом старая схема была сохранена. Однако проемы получили полуциркульное очертание. С наружной стороны они фланкированы двумя полукруглыми башнями, кладка которых состоит из строго геометрических по форме камней и имеет ряды камней, положенных плашмя. Это свидетельствует о том, что она более поздняя, чем первоначальная кладка.
Однотипные обрамления обоих арочных проемов выложены из тесаных камней и состоят из полуциркульных архивольтов и пилястр с капителями в виде выкружки с полочкой. Над замковым камнем южного фасада высечена русская надпись: «Время меня разрушило, послушание меня построило, 1811 г.». Общая композиция ворот создает образ сдержанного по форме, но все же парадного входа в город.
Самыми интересными и нарядно оформленными являются третьи ворота южной городской стены – Ортакапы (средние ворота). Ворота Ортакапы относятся к числу древнейших в городе и датируются VI в. Возможно, они перестраивались в XI в., так как на одном из камней имеется дата – 435 г. мусульманского летоисчисления (1043–1044 гг.) с именами мастеров Ахмада бен Абу и Али бен Йунуса. Ворота укреплены двумя квадратными башнями, их главный древний проем перекрыт плоской клинчатой перемычкой с зубчатым замковым камнем. Наружные пространства между башнями оформлены декоративной стенкой с одной большой и двумя маленькими стрельчатыми арками, опирающимися на круглые колонны. Над основным проемом ворот имеется каменный водомет в виде скульптуры льва. Эту декоративную арку можно датировать концом XIV в. Верхняя часть ворот с бойницами была сооружена в начале XIX в.
Джумамечеть
Письменные источники сообщают о строительстве мечетей в Дербенте в различные периоды его истории, начиная с VIII в. Древнейшая из них, Джумамечеть, представляет собой прямоугольное здание с выступом в центральной части южного фасада. Мечети представлена двумя основными частями: вытянутым в направлении востокзапад и квадратным подкупольным пространством. В северной стене мечети устроено четыре входа. Один из них, главный, расположен на поперечной оси здания и представляет собой выступающий из плоскости стены монументальный портал со стрельчатой арочной нишей и прямоугольным дверным проемом.
Внутренние размеры основного помещения мечети – 67 на 17 м, ширина среднего нефа – 6,3 м, боковых – 4 м. Квадратный зал мечети перекрыт стрельчатым куполом диаметром 9,3 м, опирающимся на 8 подпружных арок. Интерес к этому сооружению вызывается еще и тем, что, по преданию, под мечеть был перестроен более древний христианский храм.
Вторые ворота северной стены, Кырхляркапы (ворота сорока воинов), расположены недалеко от кладбища Кырхляр. Арабы называли их БабэльДжахад (ворота священной войны), чем подчеркивали особое военнополитическое значение этих ворот, а русские – кизлярскими. Это одни из самых древних ворот Дербента. Кладка нижней части ворот относится к древнейшему типу. В прошлом Кырхляркапы являлись главными северными воротами города, поэтому их архитектурному облику придавалось большое значение. Арабский автор X в. ибналФаких пишет, что на стене над воротами имеются две колонны, на каждой из которых изображение льва из белого камня. А ниже расположены два камня с изображением львиц. Близ ворот – изображение человека из камня; между его ногами – статуя лисицы, а в ее пасти – кисть винограда. На северном фасаде Кырхляркапы по сторонам проема сохранились скульптуры двух львов высотой 70 см, под правым львом – остатки завершения колонны.
Следовательно, эти ворота существовали еще в X в. почти в таком же виде, в каком они сохранились до настоящего времени. Со стороны города ниша, в которой устроен проем ворот, имеет стрельчатое очертание. Справа от входа располагается огромная башнябастион диаметром около 24 м, предназначенная для контроля в месте изгиба стены и подхода к воротам.
Четвертые сохранившиеся ворота, Дубарыкапы (XXI вв.), так же, как и Ортакапы, фланкированы прямоугольными выступами. Однако кладка этих выступов хоть и имитирует древнейшую, но явно более позднего происхождения. Эти выступы изображены на планах начала XVIII в., поэтому их можно датировать XVIXVII вв. Одновременно с выступами была сооружена и ниша со стрельчатой аркой. Что касается самого перекрытия ворот, то сейчас оно не сохранилось.
Кырхлярмечеть
Кырхлярмечеть расположена в верхней части г. Дербента, вблизи ворот Кырхляркапы. На одном из внутренних столбов мечети имеется камень с резной персидской надписью, в которой сообщается, что мечеть построена в 1626–1627 гг. Затем мечеть неоднократно ремонтировалась в XVIII–XIX вв.
Минаретмечеть
Сейчас в городе сохранилась только одна мечеть с минаретом, которая так и называется – Минаретмечеть. Она расположена недалеко от ворот Джарчикапы. Ее древней частью является минарет, так как сама мечеть основательно перестроена в XIX в. и представляет собой почти квадратное небольшое трехэтажное помещение, перекрытое полуцилиндрическими сводами.
Минарет сохранился до карниза. Его нижняя квадратная часть сейчас имеет высоту 1,6 м. Основная цилиндрическая часть минарета высотой 9,9 м завершается карнизом в виде полуовала с полочкой, покрытым резным орнаментом. Внутри минарета винтовая каменная лестница, освещаемая небольшими окошками. С северной стороны в кладке минарета имеется камень с орнаментальной резьбой.
Святыня ДжумДжум
У южной городской стены, между воротами Калакапы и Баяткапы, находятся десять саркофагообразных надгробий. Это группа могил ДжумДжум (XI в.). По преданию, здесь захоронено семейство одного из древних правителей – царя этих земель ДжумДжум. Размеры надгробия неодинаковы: пять больших (длина – 3 м, ширина – 0,7 м, высота – 1 м) и пять малых, примерно вдвое меньше размером. На торцах и боковых сторонах хорошо сохранились выбитые куфические надписи.
Кладбище Кырхляр
Одна из наиболее почитаемых до настоящего времени мусульманских святынь Дербента – сорок могил сорока первых арабских воиновшихидов, павших за веру в конце VII в.
Мавзолей Дербентских ханов
Одним из древних мемориальных сооружений Дербента является мавзолей дербентских ханов, воздвигнутый в 1202 г. по мусульманскому летосчислению (17871788 гг.) ханом Кубы и Дербента ФетАлиханом в честь своей жены – правительницы г. Дербента ТутиБике. С запада к мавзолею примыкает огороженная каменной стеной группа захоронений семейства ЭмирЧубан. Ханский мавзолей как бы сконцентрировал в себе многие черты дербентской архитектуры XIIXIII вв., демонстрируя возможности местной традиционной архитектуры в создании обращенной вовне выразительной объемнопространственной композиции.
Кладбище правителей Дербента Эсфендияров
Южнее надгробий ДжумДжум на склоне горы сохранилась другая группа саркофагообразных захоронений. На торцах надгробий сохранился выбитый красивый растительный орнамент, а боковые стороны и стрельчатый верх покрыты полустертыми арабскими надписями. Как явствует из надписи на одном из саркофагов, это могила эмира Эсфендияра, сына Хамзааги. Его зарубили вместе с «двадцатью душами помощников» в 866 г. хиджры (1462–1463 гг.). Саркофаги семьи Эсфендияров выделяются своим резным декором, что хорошо согласуется с общим характером дербентской архитектуры XV в.
Армянский храм
Армянский храм – памятник архитектуры XIX в. Он был построен в 1860 г., но по назначению использовался мало. После завершения капитального ремонта и реставрационных работ в мае 1982 г. в нем открылся филиал республиканского музея изобразительного искусства.
Албанский христианский храм
Одним из интереснейших памятников старины, сохранившимся до наших дней, является албанский храм позднего средневековья, расположенный у селения МолаХалил Дербентского района. Это прочное каменное здание с остроконечным куполом имеет три портала и освещается несколькими окнами полуовальной формы. Длина здания 17 м, ширина – 12 м, высота с куполом – около 18 м. У каждого портала с обеих сторон на камнях сделаны углубления в виде прямых треугольных призм, которые вверху завершаются пятью расходящимися линиями.
Крыша храма с четырех сторон имеет овальную форму с правильными интервалами и со строго геометрической пропорциональностью. С четырех сторон в стенах под крышей устроены сквозные отверстия в форме креста. Храм построен на месте, где в 357 г. католикос Кавказской Албании Григорис принял мученическую смерть.