Махачкала

Дербент – город толерантности и мира

17:59  24.07.15
0
119

[vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]

Дербент издревле служил связующим мостом между Передней Азией и Восточной Европой, здесь всегда были представлены различные этносы, культуры и религии, и именно через Дербент на Северный Кавказ пришли иудаизм, христианство, ислам.

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]Иудаизм
Первое упоминания о еврейских переселенцах в Южном Дагестане было еще в VI-VII вв. В эпоху Хазарского каганата в Дербенте уже существовала еврейская община. По-видимому, евреи с самого основания жили в городе, очевидно, специально переселенные в Дагестан персами в качестве военных колонистов. Уже в Талмуде упоминается раввин и аморай в Дербенте Шимон Сафра. В дальнейшем евреи продолжали селиться в районе Дербента. Голландский монах В. Рубруквис в XIII в. писал, что вся местность вокруг Дербента густо заселена евреями. Ряд путешественников писали о проживании евреев в Дербенте в XVII в. В городе нашли прибежище евреи, спасшиеся от гибели и плена при нападении в 1797 г. (или 1799 г.) казикумухцев под предводительством Сурхай-хана на соседнее с Дербентом еврейское поселение Аба-Сава в так называемой Еврейской долине
(Джухуд-ката).
3С 1860 г. в Дербенте стали селиться евреи-ашкеназы (европейские евреи), имевшие право жить вне черты оседлости. В 1900 г. одна из четырех синагог Дербента была ашкеназской. Было время, когда в Южном Дагестане проживала огромная община татов, исповедовавших иудаизм, служили более 20 раввинов, действовали десятки синагог и синагогальных училищ. До революции в Дагестане насчитывалось 11 синагог, и при каждой синагоге имелась религиозная еврейская школа – хейдер. К 1931 году в Дербенте функционировало 4 синагоги. Постепенно они все закрылись, и действующей осталась только Большая синагога. В марте 2010 года в городе Дербенте в торжественной обстановке состоялось открытие трехэтажного еврейского религиозного общинного центра со своей синагогой (самой большой на Северном Кавказе), музеем истории, воскресной школой и детским садом. Особо примечательно то, что в строительстве синагоги принимали участие представители многих национальностей, проживающих в Дагестане и исповедующих различные религии.
Когда разбирали здание старой синагоги, в фундаменте нашли камень, на котором были обозначены даты начала и окончания строительства, которое велось двести лет назад.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]Христианство
Христианство в Дербенте, как и во всей Кавказской Албании, имело распространение с древнейших времен. В 2013 году в Дербенте отметили 1700-летие принятия христианства в городе как государственной религии Кавказской Албании. В V-VII вв. Дербент выступал как один из главных христианских центров Восточного Кавказа. Здесь, по сообщению Моисея Каланкатуйского, находился глава христианской церкви Албании, престол которого были вынуждены перенести в Партав в связи с усилившейся хазарской экспансией.
22В Дербенте на крепости Нарын-Кала археологи обнаружили древнейший в России православный храм. В историческую литературу и в соответствующую документацию этот памятник вошел как «подземное водохранилище», относящееся к XVII-XVIII векам. Но сейчас историки полагают, что изначально это была церковь. Об этом ученым говорят характерная для той далекой эпохи крестообразная планировка, купол, расположение в самом центре крепости, которая начала строиться как раз в V-VII вв.
До конца 40-х годов XIX в. единственным православным храмом в городе Дербенте была небольшая церковь Святого Георгия при линейном батальоне. Церковь располагалась в старом и тесном здании. В 1847 г. встал вопрос о строительстве нового, более просторного храма. В конце 1853 года строительство было закончено, и храм освятили во имя Святого Георгия Победоносца. В 1902 г. церкви был придан статус собора.
В 1894 году дербентской православной общиной был поднят вопрос о строительстве новой церковно-приходской школы. Для этих целей были собраны пожертвования и приобретен участок земли в центре города. Строительство школы было начато в 1899 году, а 7 января 1900 года она была торжественно освящена. В 1901 году в школе был устроен алтарь, и она превратилась в церковь-школу. В 1902 году во дворе церкви-школы было построено новое здание церковно-приходской школы, а старое полностью отдано под Свято-Покровскую церковь. Собор Святого Георгия в 1938 году взорвали.
Таким образом, сейчас в Дербенте функционирует одна православная церковь.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]Ислам
Проникновение ислама в Дагестан, бывший некогда северной окраиной мусульманского мира и позже вошедший в состав Арабского халифата, а следовательно, и на территорию современной Российской Федерации, началось с города Баб аль-Абваб. Таким было арабское название Дербента, что в переводе означает «Ворота ворот».

11Именно через эти «ворота» примерно в 20-м году хиджры (642 г. н. э.) вошли в Дагестан посланцы мусульманского халифа, чтобы приобщить местное население (в основном это были хазары) к исламу. Между арабами и хазарами началась битва. Было убито очень много воинов, в том числе 40 арабских полководцев – шахидов, которые были похоронены на кладбище Кыхляр – это кладбище до сих пор считается священным для мусульман.
О значении Дербента в распространении ислама в Дагестане говорят несколько фактов. Во-первых, пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Мусульмане не могут спокойно спать, пока не завоюют Дербент». Во-вторых, недавно российский ученый Валерий Иванов нашел источники, где содержится первое упоминание о Дербенте: как оказалось, о нем знали древние историки – Геродот, Плиний и, что совсем удивительно, описание города содержится в Священной книге мусульман всего мира – Коране, одна из сур которого описывает крепость, стоящую далеко на севере у моря, охраняющую проход в пустынные земли. Ученые сходятся во мнении, что это описание касается именно Дербента (93-97 аяты).
Джума-мечеть Дербента по праву считается одной из основных точек отсчета распространения ислама в России. Она расположена в центре старой части города и представлена комплексом интересных архитектурных ансамблей, в который входят мечеть, медресе и жилые помещения для имамов. Возведение мечети датируется 115 г. хиджры, что соответствует 734 г. н. э. В то время в Дербенте было построено 7 мечетей – на каждый магал. Впоследствии мечетей стало еще больше. Что интересно, в народе есть поговорка – «все дороги ведут в храм», так вот планировка дербентской Джума-мечети устроена так, что в нее ведут десять улиц.
Несмотря на свой возраст, Джума-мечеть Дербента хорошо сохранилась. Она внесена в реестр культурного наследия ЮНЕСКО, входит в пятерку древнейших мечетей мира и является единственной в России шиитской Джума-мечетью..[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]

В наше время представители различных религий имеют в Дербенте не только продекларированные, но и воплощенные на практике права и возможности. Поистине Дербент можно назвать дагестанским Иерусалимом, где бережно охраняются святыни, где царят духовность и добрососедство, уважение к воззрениям, традициям и обычаям сограждан и их религиозным потребностям.

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]

Дербент стал первым российским городом, удостоенным премии ЮНЕСКО за содействие толерантности и ненасилию, что подтверждает признание международной общественности гуманитарных ценностей, традиций культуры мира и ненасилия, выработанных жителями этого города.
В декабре прошлого года в Дербенте по инициативе Главы РД Рамазана Абдулатипова был открыт Музей истории мировых культур и религий, что еще раз подчеркивает, что именно в Дербенте в мире и согласии живут представители разных народов и конфессий. Взаимопроникновение культур для этих людей – это не просто слова, а образ жизни. О секрете толерантности и взаимоуважения дербентцев мы решили узнать у представителей трех религий.

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/3″][vc_column_text]РобертРоберт Илишаев, председатель еврейской общины Дербента:
– Еврейская община поддерживает добрые отношения со всеми конфессиями, представленными в Дербенте, – мы поздравляем друг друга на религиозные праздники, советуемся при решении определенных вопросов и т. д. Наша община участвует во всех общественно значимых мероприятиях, проводимых в городе. Как правило, на такие мероприятия приглашаются представители всех трех религий. Ведь у нас одна общая цель – чтобы в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране всегда были мир и благополучие. Все религии проповедует одни и те же ценности, в основе которых – взаимоуважение и толерантность. Это нас и объединяет![/vc_column_text][/vc_column][vc_column width=»1/3″][vc_column_text]НниколайНиколай Котельников, протоирей, настоятель Свято-Покровской церкви Дербента:
– Обстановка в нашем храме почти домашняя. Все друг друга знают. У нас двери открыты для всех. К нам и мусульмане заходят. Они воду освященную берут, ставят свечки, оставляют на иконах украшения в тех случаях, когда икона помогла, например, при излечении болезни. Нам нечего делить. У нас ведь все переплетено как паутина. Много смешанных браков: он – мусульманин, она – русская. Когда у мусульман праздник, меня всегда приглашают. Я хожу поздравлять, хотя ничего в их ритуалах не понимаю. И они наши праздники чтут. Недавно в Дербенте открыли музей мировых религий. Есть фотография, на которой вместе со мной изображены имам Джума-мечети и секретарь иудейской общины. Мы знаем, что не должны ссориться, поскольку все мы произошли от единого Бога. Отец у нас Адам, мать – Ева. Когда к нам привозят Благодатный огонь из Иерусалима, мы поднимаем его на крепость Нарын-Кала и благословляем город на четыре стороны, чтобы Господь хранил Дербент, чтобы мы жили мирно.[/vc_column_text][/vc_column][vc_column width=»1/3″][vc_column_text]ФархадФархад Алиев, работник Джума-мечети Дербента:
– Традиционные религии всегда толеранты и проповедуют мир между народами. Поэтому в наших интересах, чтобы у нас в стране и непосредственно в республике открывались институты религии, где молодежь могла бы получить религиозное образование, а не ударялась в какие-то секты. В ежедневных проповедях имам мечети призывает к миру и согласию между народами, чтобы мусульмане с уважением относились к вероисповеданию других народов. Этот принцип заложил наш Пророк, который распространял ислам только мирным путем, и исламская идеология никому насильно не навязывалась. И сейчас мы следуем этому принципу. У нас сложились крепкие дружеские связи с русской и армянской церквями, синагогой. Их представители приходят к нам на наши праздники, и мы, в свою очередь, поздравляем их.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]

17:59  24.07.15
0
119

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *