День петуха, или Как поздороваться с невестой
Свадьба сыграна, гости натанцевались и вкусно угостились. Жених с невестой отбыли. А что же дальше? Разве что друзья жениха неожиданно нагрянут к молодым и проверят, как невеста умеет готовить хинкал, да впереди еще визиты к близким родственникам. А ведь совсем недавно бытовал целый комплекс послесвадебных обрядов, главным предназначением которых было введение новой семьи в общество, ее признание, а также приобщение невестки к ведению хозяйства в новом доме.
В Южном Дагестане существует обычай устраивать в домах близких родственников жениха по отцовской линии послесвадебные торжества. Дядя со стороны жениха на свои средства устраивал пир и приглашал новобрачных вместе с музыкантами и со всеми гостями, присутствовавшими на свадьбе, пишет кандидат исторических наук Нариман Хадирбеков. Вторую брачную ночь молодая чета проводила у дяди. Когда новобрачные возвращались к себе домой, он делал невесте дорогие подарки. Затем следовала череда приглашений от близких родственников. Ночью, после третьего дня свадьбы, невеста в сопровождении
тети мужа с материнской стороны и жены его брата или золовок отправлялась в дом дружка мужа с подарками. В доме дружка готовили угощение, приглашались родственники, соседи, друзья. Родители дружка одаривали молодую женщину какимнибудь ценным подарком. Спустя несколько дней нарядно одетая молодая жена в сопровождении родственниц и подруг отправлялась с кувшином за водой. К роднику она несла с собой сладости и угощала всех присутствующих. С этого момента начиналась ее трудовая жизнь.
По сведениям Заиры Алигаджиевой, кандидата исторических наук, у андалалских аварцев утром после брачной ночи к молодоженам приходили родственники жениха «поздороваться с невестой» с многочисленными благопожеланиями, бузой и сладостями. Спустя нескольких дней после свадьбы отец невесты приглашал к себе молодых со всей родней жениха. Молодая шла к матери с какиминибудь сладостями, мать, в свою очередь, одаривала дочь. Не обходили вниманием и первый выход новобрачной к общественному роднику. Бацадинцы, куллабцы, шуланинцы и ругуджинцы называли этот обряд «выход невесты за водой». У источника невесту с сопровождающими ее женщинами ожидала молодежь и дети, которые, выстроившись в цепь, не пропускали невесту и ее свиту к роднику без выкупа. Этот обряд назывался «закрыть дорогу». Все происходило в шутливой, благожелательной обстановке. Невеста и сопровождавшие ее женщины откупались заготовленными для этой цели сладостями и набирали воду. Во время наполнения невестой своих кувшинов сопровождавшие ее женщины пели песни, танцевали, а собравшиеся активно поддерживали их. На обратном пути сельская молодежь вновь преграждала невесте и ее свите дорогу в целях выкупа и получала бузу и чуду. По возвращении домой невеста угощала жениха подслащенной водой из кувшинчика, а затем один из стариков объявлял, что свадьба окончена.
В даргинском селе Джангамахи существует интересный обычай. Как рассказала его жительница Радима Гамзаева, среди других послесвадебных обрядов особняком стоит так называемый день петуха. На второй день после свадьбы готовили петуха, друзья жениха торжественно его украшали, затем начиналось самое интересное – под шутки петуха разделяли на части и одаривали ими присутствующих. Так, голову вручали жениху – как главе будущей семьи; шею – невесте, намекая на то, что куда шея повернется, туда голова и будет смотреть; крылья – незамужним подругам невесты, которые вскоре и сами улетят в другие семьи; ноги – друзьям жениха, спину – брату или дяде жениха, чтобы были опорой. Затем все угощались тем, что было на столе.
Как пишет доктор исторических наук Барият Алимова, у кумыков после свадьбы совершался обряд приглашения родни невесты в дом жениха. А позже и молодой муж официально посещал дом своих родителей. В сопровождении свиты его вводили в общее помещение, где находились все его близкие родственники. Дружка торжественно «передавал» сына отцу, требуя при этом подарки. Но еще какоето время молодой муж продолжал избегать встреч со своими родителями, старшими братьями и посещал жену как будто бы тайно. Этот обычай был широко распространен у многих народов Дагестана. Важным актом являлось торжественное приглашение молодой родителями мужа в хозяйственную комнату, что символизировало вступление невесты в роль хозяйки нового дома. Невесту подводили поочередно к родственникам мужа по старшинству, которых она обнимала. Затем она уходила в свою комнату, где ее ждала молодежь, но перед уходом ей давали щепотку соли. Обычай давать молодой хозяйке соль связан, видимо, с тем, что у некоторых народов соль сама по себе и в сочетании с другими предметами служила оберегом. Право на выход за пределы дома молодая получала только после обряда хождения за водой. За водой с невестой отправлялись ее подруги и молодые парни. У родника она старалась набрать воду, а юноши ей всячески мешали. Преодолев их сопротивление, невеста наполняла кувшины всем присутствующим. Таким образом испытывали терпение, выдержку молодой и ее хозяйственные навыки. После этого обряда невеста получала право выходить на улицу, посещать общественные праздники, похороны, принимать участие в полевых работах.
Через несколько дней после свадьбы начиналась серия приглашений молодых родственниками мужа и родителями невесты. Очередность устанавливалась в зависимости от старшинства и близости родства. Обряд приглашения зятя был распространен у всех кумыков. Зять приходил к родителям жены со своими друзьями. Перед уходом, после угощения, он под скатерть прятал деньги. Эти деньги предназначались матери невесты. Сразу после ухода зятя все начинали искать эти деньги. Иногда это оказывалось нелегким делом. По истечении определенного времени невеста также отправлялась в гости к своим родителям. Срок пребывания новобрачной в гостях в доме отца был разным – от нескольких дней до нескольких месяцев. Обычай этот был связан с эпохой перехода от матриархата к патриархату. Этим обрядом подчеркивается, что женщина, выйдя замуж и перейдя в чужой ей род, не порывает связей со своим родом.
Возвращение женщины домой к родителям у лакцев совпадало с рождением ребенка, со стремлением родить его в доме своих родителей. Пока молодая находилась в доме родителей, ей делались всевозможные подарки, как родственниками, так и соседями. Если она оставалась в доме отца продолжительное время, родственники, кроме того, по очереди приглашали ее к себе в гости. Все, что молодая получала в родном доме от родителей и родственников, входило в состав ее личного имущества, присоединялось к ее приданому. У табасаранцев также через дватри месяца, иногда через год, родители девушки звали в гости молодых, угощали и одаривали их. Новоиспеченная невестка и свекровь, муж и его друзья приглашались специально. Их радушно принимали, угощали и наделяли подарками. Молодая жена оставалась у родителей несколько дней. В обратный путь родственницы провожали ее с многочисленными подарками. С этого дня молодожены могли свободно вместе посещать родных.