Даргинское платье актуально и сейчас!
Одежда наиболее ярко характеризует национальную специфику народа, его культурные традиции, художественные вкусы. В данной статье мы рассмотрим особенности даргинского женского костюма.
Сразу стоит отметить, что у него несколько вариаций. Нередко даже костюмы даргинок близлежащих селений чем-нибудь отличались друг от друга. На женском костюме, пожалуй, больше сказались социальные различия, классовое неравенство даргинского общества.
Для изготовления одежды в XIX в. даргинки преимущественно использовали привозные ткани. Белье, нарядные платья, чутку и платки они старались шить из фабричных материалов: бязи, нанки, ситца, а состоятельные женщины – из дорогих шелковых тканей, парчи.
Основными элементами женской одежды были рубаха туникообразного покроя – «хIава» (кайтагцы – «гурди»), штаны («шарбар» и «вахчаг»), платья и шубы. Со временем под рубахой стали носить «духIна хIява» – в качестве нижнего белья, а платье, надеваемое сверху, стали называть «акъувиль хIава» – верхнее платье. Другим видом платья было «лабада», «валжагъ», которое, как правило, шилось на подкладке. Для зимнего «лабада» подкладка шилась из шерсти («бала») или ваты («бамба»). Такое платье – чуть длиннее рубахи и без воротника, с прямым разрезом книзу, с узким лифом и длинными рукавами. Еще одним видом платья даргинок было «балхун хIава» – приталенное платье с грудным вырезом, с широкой и длинной юбкой, собранной на поясе в мелкие складки, и с рукавами на манжетах. Со второй половины XIX в. получили распространение и другие виды женской верхней одежды: платье туникообразного покроя, на кокетке – «капут хIава», и платье «къабалай». Такое туникообразное платье на кокетке актуально и сейчас – его носят многие даргинские женщины, как в селах, так и в городах.
Подробнее о даргинской женской одежде корреспонденту «Проджи» рассказали Мадина Трунова, куратор выставочных проектов Центра этнической культуры и Раисат Исмаилова, организатор выставки «От Магриба до Машрика»:
– Свадебные костюмы даргинок были ярких цветов (оранжевые, желтые), а повседневные – черные, темно-фиолетовые или коричневые. Оранжевый считался цветом огня, и его очень любили. В даргинском селении Бутри Акушинского района молодые девушки до определенного возраста носили платки оранжевого цвета, а повзрослев, надевали уже черное покрывало. Кубачинские женщины и в наше время нередко выходят замуж в национальных костюмах.
Даргинская женская одежда имела много серебряных украшений – налобно-теменные, ушные, нагрудные, поясные, наручные, с использованием драгоценных и полудрагоценных камней (яшма, рубин, коралл, бирюза, изумруд, жемчуг и др.). К примеру, отличительной чертой кубачинского платья были декоративно украшенные рукава.
В холодное время года даргинские женщины носили овчинные шубы – «гулила хIака», «холла хIака» (большая шуба, которую предпочитали женщины старшего поколения), «хъант1а х1ака» (короткая шуба) и шуба-накидка без рукавов. Женские шубы имели тот же тип и покрой, что и мужские. Единственным различием было то, что рукава и края полы украшались богатой отделкой из шелка, парчи. В качестве сырья для их изготовления служили и белые шкурки ягнят, ареалом распространения которых были предгорье (Губден, Мюрего, Урахи) и частично горы (Кубачи). В Кайтагском и Дахадаевском районах верхнюю часть шубы покрывали тканью. Особо отличается также кубачинская (легкая, из ваты, простеганная) шуба – «улгам».
Головной убор даргинок состоял из чухто (в зависимости от диалекта возможны разные произношения) и покрывала. У богатых чухто украшалось монетами, серебряными изделиями, различными фигурками животных, речным жемчугом и т. д. В Дахадаевском районе головные уборы украшались серебром. У акушинок и левашинок акцент в головном уборе делался именно на покрывало, которое шилось из полотна и бязи, иногда шелка, украшалось специальной вышивкой. У гапшиминок могли быть и такие, и такие головные уборы, в зависимости от состоятельности женщины.
Традиционной обувью даргинок были «губделанты», или «мачийте», которые шили жители с. Губден из тонкой сафьяновой кожи. Они были разных цветов с аппликацией, которая вышивалась золотой нитью. Эту обувь многие женщины носили даже в городе вплоть до конца 80-х годов XX века. Другие носили чарыги или кожаные сапожки масху.