Даргинцы
В России нет такого человека, который бы не знал про серебро из Кубачи. Предметы, созданныe кубачинскими мастерами и ювелирами, издревле славились во всем мире. Кубачинские изделия можно увидеть в ведущих музеях мира: Эрмитаже и Государственном историческом музее, в парижском Лувре и музее Метрополитен в Нью–Йорке.
А жители села Кубачи входят в состав даргинского народа, второго по численности в Дагестане – 425 тысяч человек. Всего в Российской Федерации живет 510 тысяч даргинцев. В процессе национальной консолидации в состав даргинского народа вошли близкородственные кайтагцы и кубачинцы. Даргинцы живут в основном в центральной части Дагестана – в Акушинском, Дахадаевском, Кайтагском, Левашинском, Сергокалинском районах, а также в Ставропольском крае. Большая диаспора даргинцев проживает в Турции. Даргинцы разговаривают на даргинских языках, относящихся к нахско-дагестанской ветви северокавказской семьи языков. Даргинский язык распадается на множество диалектов, среди которых акушинский, урахинский, цудахарский, кайтагский, кубачинский, чирагский, мегебский. Литературный даргинский язык сложился на основе акушинского диалекта. Сегодня среди даргинцев много выдающихся людей, заслуженных деятелей, военачальников, героев, видных политиков, мастеров, писателей, поэтов, которыми гордятся дагестанцы и вся страна.
История и религия
К IX веку относятся первые свидетельства арабских авторов о Кайтаге и Зирихгеране – Кубачи. Первое упоминание этнонима «даргинцы» зафиксировано в XV веке. Государственные образования даргинцев: Уцмийство Кайтагское (XII–XIX вв.), союз союзов сельских обществ Акуша-Дарго. К началу XIX века на территории даргинцев находились Кайтагское уцмийство, ряд союзов сельских общин, частично – Тарковское шамхальство. После вхождения Дагестана в состав России даргинцы приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. Территория даргинцев не входила в пределы имамата, они держали вооруженный, дружественный мюридам нейтралитет, иногда присоединяясь к ним, постоянно участвуя в антироссийской войне в качестве добровольцев. Причины – близость и большая зависимость (хлеб, зимние пастбища) даргинцев от занятой русскими войсками равнины. Они принимали активное участие и в антиколониальном восстании 1877 года.
Даргинцы – мусульмане-сунниты, ислам утвердился к XIV в. До принятия ислама даргинцы поклонялись явлениям и силам природы. Большое развитие получили верования, особенно магические, на которых построена подавляющая часть семейных и сельскохозяйственных обрядов. Значительного развития достигла народная медицина.
Повседневная жизнь
Подавляющее большинство даргинцев составляли уздени – свободные крестьяне. Основу социальной организации даргинцев составляла сельская территориальная община – джамаат. Общины образовывали союзы сельских обществ – независимые (вольные) и в разной степени зависимые от феодалов. Управлялась община старшинами, надзор за ними осуществляли кадии и старейшины, для наиболее важных вопросов собирался сход, в котором принимало участие все взрослое мужское население. Тяжбы, гражданские споры, уголовные дела решались по адату судьями из старшин; религиозные, семейные, по наследству, завещаниям – кадием по шариату. Традиционно верховенство мужчин, старших, подчиненность жены мужу во всех отношениях, определенное
всевластие мужа и отца. Основные занятия даргинцев – земледелие, котоводство, домашние промыслы. Развито было отходничество – выезд мужчин за пределы села, Дагестана на заработки. Изделия кубачинцев – ювелиров, харбукцев, амузгинцев – оружейников, цудахарцев – мастеров кожевенно-шерстяных дел пользовались спросом у всех народов Дагестана. Все женщины занимались обработкой шерсти и производством сукна, паласов.
Горные селения даргинцев террасообразные, двух- и трехэтажные с плоской крышей, в предгорье расселение более свободное, дома имеют дворы. Старинная планировка домов – просторная комната с очагом посередине. В богатых домах отдельно была кунацкая – комната, в которой останавливались гости. В Кубачи кунацкая является своеобразным музеем, где на стенах размещены изделия нескольких поколений мастеров семьи.
Традиционная мужская одежда даргинцев общедагестанского типа. У женщин кроме туникообразного были еще платья с отрезной талией и архалук, платок-покрывало (чиба), чухта (чепчик с завязывающимися на лбу лентами), много серебряных украшений, которые по поверьям отгоняли злых духов, в праздничном варианте практически все платье спереди было покрыто украшениями.