Махачкала

Даргинцы

18:56  30.12.15
0
41

Даргинцы живут в срединной части Дагестана, между приморской полосой на востоке и бассейном реки Казикумухское Койсу на западе.

Даргинский язык относится к нахско-дагестанской группе северокавказской языковой семьи, литературный язык сложился на базе акушинского диалекта, письменность –
на основе кириллицы. Религиозная принадлежность даргинцев – мусульмане-сунниты.
Первое упоминание этнонима «даргинцы» встречается в XV веке в латинском сочинении архиепископа Иоганна де Галонифонтибуса. В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору между Россией и Ираном даргинцы вместе с Дагестаном вошли в состав Российской империи. К началу XIX в. даргинская территория состояла из уцмийства Кайтагского и ряда вольных обществ, занимавших горные местности. Эти вольные общества находились в большей или меньшей зависимости от кайтагского уцмия. Ниже уцмия стояли уцмийские беки, происходившие из рода уцмия. Основную массу населения составляли лично свободные общинники (уздени). После окончательного присоединения Дагестана к России уцмийство Кайтагское было упразднено
(1820 г.) и в Кайтаге введено управление русской администрации. В 1860 году на территории даргинцев был образован Даргинский округ. Часть даргинских селений вошла
в состав Кайтаго-Табасаранского и Кюринского округов.
Основными занятиями даргинцев были земледелие, скотоводство, домашние промыслы. Изделия кубачинцев-ювелиров, харбукцев, амузгинцев-оружейников, цудахарцев – масстеров кожевенно-шерстяных дел пользовались спросом у всех народов Дагестана. Все женщины занимались обработкой шерсти и производством сукна, паласов.
Наиболее распространенной формой даргинского жилища в последние столетия был двух- и более этажный каменный дом с расположенными на первом этаже хозяйственными помещениями. Пища даргинцев отражала традиции земледельческо-скотоводческого хозяйства, преобладающей была растительная, а в высокогорье – молочно-мясная пища. Из мучных изделий наиболее распространенными были (и сейчас есть) хинкал, пироги (чуду) с разнообразной начинкой. Хлеб пекли пшеничный и ячменный, пресный и дрожжевой, был и кукурузный. Популярны были также супы и каши.
В XIX–XX вв. господствующей формой даргинской семьи была малая семья. Однако еще в конце ХIХ в. можно было встретить элементы большесемейной организации в виде неразделенных семей. В наше время преобладают простые малые семьи.
Основу социальной организации даргинцев составляла сельская территориальная община (джамаат). Общины образовывали союзы сельских обществ – независимые (вольные) и в разной степени зависимые от феодалов. Большинство даргинцев входили
в союз союзов (суперсоюз) общин Акуша-Дарго (союзы Акуша, Цудахар, Мекеги, Муги, Усиша, позднее – Урахи, временами Сирха). Часть даргинцев составляла уцмийство Кайтагское, куда входила и часть собственно даргинцев (Уцуми-Дарго). Некоторые селения входили в Тарковское шамхальство (Губден, Кадар), Казикумухское ханство (Буркун-Дарго). Подавляющее большинство населения даргинцев составляло свободное крестьянство (уздени), было немного рабов (домашних).
Самым престижным общественным праздником даргинцев был обряд первой борозды, предназначенный обеспечить хороший урожай посредством системы обрядов.
Из мусульманских – Курбан-байрам и Ураза-байрам.
В Дагестане и за его пределами известны имена революционеров, военачальников, видных общественных деятелей, мастеров-ювелиров, писателей, поэтов, архитекторов, спортсменов – представителей даргинского народа.

18:56  30.12.15
0
41

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *