Дагестанский модельер Эльвира Омарова: важнее мода или стиль?
Мир моды далек и близок одновременно. Далеким он нам кажется потому, что блеск парижских модных показов и сияние мировых звезд-моделей нам недоступны: мы вращаемся на разных орбитах.
А близок потому, что мы носим одежду ежедневно, и модные мировые тенденции доходят до каждого, так как мы следим за ними – кто изредка, а кто постоянно.
Как сделать моду еще ближе? Сегодня мы знакомимся с известным дагестанским дизайнером одежды, основателем Модного дома DECOUTURELLE в Махачкале Эльвирой Омаровой.
– На ваш взгляд, что такое мода?
– Мода – это тренд, который запускает известный дизайнер, а рынок принимает этот тренд. Это одежда, которую вы покупаете; но сами по себе вещи не дают стиля, а лишь вписывают вас в сообщество, следующее модным тенденциям или игнорирующее их. Поэтому я больше люблю стиль. Стиль, в отличие от моды, выражает только ваше «я», он индивидуален, он способен подчеркнуть особенности фигуры и транслирует личный вкус: это когда вы надеваете пиджак черного цвета вместо ультрамодной «фуксии», которая вам не идет. Мода – временное явление, тогда как определенного стиля вы можете придерживаться десятки лет. Стиль – это не только одежда, но и декларирование ваших жизненных взглядов, ценностей. Мода развивает вкус, который помогает определиться с собственным стилем. Поэтому я больше склоняюсь к стилю – ведь у каждого человека он должен быть свой!
– Расскажите, пожалуйста, об истории создания своего модного дома и о его названии.
– Когда у меня еще не было даже ателье и я шила дома, мои клиенты и знакомые, которым нравились мои наряды, называли меня «наша кутюр Эль». А когда пришло время для создания модного дома, я просто к этим словам добавила артикул ДЕ – для благозвучности.
И получилось так интересно и загадочно – DECOUTURELLE! Поэтому можно считать это название народным.
Я участвовала в конкурсах «Русский силуэт», «Бархатные сезоны» в Сочи, где получила призы и была отмечена. На одном из конкурсов Татьяна Михалкова, увидев мои коллекции, которые уже можно было продавать, посоветовала мне открыть модный дом.
Я начала свое дело с огромной страстью к работе, и эта страсть с каждым днем только растет.
Все началось с любви к высокой моде и с желания возродить эстетику модных домов прошлого. Поэтому в моих платьях много ручной работы, сложного кроя, драпировок и необычной технологии пошива и, конечно же, всегда используются качественные материалы.
– Когда вы поняли, что мода – ваше призвание?
– Я с раннего детства тянулась к моде, у меня просто не было другого шанса, так как наша семейная легенда гласит, что способность создавать одежду передается у нас по женской линии через поколение, и мне выпал этот жребий. В моей семье есть очень сильный «дизайнерский ген»: моя бабушка была швеей-самоучкой, создавала невероятные наряды, и за ее нарядами стояла очередь. Вот оттуда и моя ДНК!
– О чем мечтали в детстве?
– Мечтала шить и делать мир красивей. Не приемлю фастфэшн – одежду под копирку и плохого качества – это плохой вкус. В 1999 году, еще совсем юной, я отправила свои эскизы в Германию в редакцию всемирно известного журнала мод «BURDA moden», и из всех претендентов из разных стран были выбраны мои работы, по ним сшили платье и пальто, фото которых поместили в журнале. А потом люди со всего мира по этому журналу с готовыми выкройками шили по моим эскизам. Это на самом деле пьянящее чувство!
– О чем мечтаете прямо сейчас?
– О чем мечтает человек, одержимый своей профессией? Ну конечно, создать нечто, что не было создано никем другим, быть проводником прекрасного, быть глазами – жаждущими и пытливыми – в поисках выдающейся красоты. Это прекрасное чувство, и хочется его не потерять. А еще у меня есть сокровенная мечта – участвовать в Неделе моды в Париже.
– Какие цели ставите в жизни?
– На мой взгляд, целью жизни может быть то, что позволяет тебе развиваться, а также приносит пользу другим людям. На ближайшее время моя цель – открыть школу моделирования и направлять в этом дизайнеров, делиться опытом, талантом – одним словом, быть музой-маэстро и повести за собой людей, которые чувствуют, что это их призвание, но не знают, с чего начать. У меня уже есть опыт передачи знаний и благодарные ученики – те люди, в которых я поверила. И у них уже есть результаты!
– На чем воспитывался ваш художественный вкус?
– На созерцании, любопытстве и желании удивляться. Ведь в малом великое, а в великом малое. Я могу увидеть уникальное даже в случайно разбросанных предметах, а также могу увидеть уникальность в живописи, архитектуре, в просмотре итальянского ретрокинофильма. С детства я любила читать, читая же, я включала воображение и сразу представляла в красках образы героев и даже их эмоции. У меня особое притяжение к винтажу, но вместе с тем я очень люблю модерн. Меня вдохновляют те, кто оставил свой след в истории, те, кто что-то создал и сотворил. Интересные люди и исторические места побуждают меня мыслить и творить. Я питаю особую страсть к музеям, выставкам, архитектуре. Будущее невозможно без прошлого, а я имею тягу и к тому, и к другому.
– Кто из великих личностей мировой моды ориентир для вас?
– Эльза Луиза Мария Скиапарелли – парижский модельер и дизайнер, одна из создательниц прет-а-порте. Вдохновляюсь Ивом Сен-Лораном, который перевернул мир моды. Также меня притягивает творчество Карла Лагерфельда, Мадлен Вионе, мадам Гре, Юбера де Живанши, Едзи Ямомото.
Восхищаюсь советскими кутюрье, например, Надеждой Ламановой – российским и советским модельером, художником театрального костюма. Она до революции имела звание «Поставщик Двора Ея Императорского Величества», а после стояла у истоков российской и советской моды XX века.
Вдохновляет фигура Сергея Павловича Дягилева – русского театрального и художественного деятеля. Его «Русские сезоны» открыли для Европы русскую культуру и красоту. Костюмы к балетам «Русских сезонов» часто были новым словом в мире моды, производили фурор среди европейских зрителей и влияли на творчество ведущих кутюрье.
– Кто из женщин – живущих ныне или ранее – для вас пример прекрасного вкуса?
– Меня восхищают стильные люди – Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Майя Плисецкая, Рената Литвинова, Фазу Алиева, Белла Хадид, шейха Моза, Софи Лорен, Кармен Дель`Орефиче, Палома Пикассо, Бьянка Джаггер.
– Если бы вы могли выбирать эпоху и страну, что бы выбрали?
– Мне нравится та эпоха и та страна, в которой я родилась. Я много путешествую по миру, но мне нравится Россия, Дагестан, и я всегда возвращаюсь из далеких и затяжных путешествий с радостью и счастьем. Мое сердце ликует, когда я схожу с трапа самолета на свою землю! Я люблю путешествовать, чтобы познавать новое, развиваться, но хочу жить в своей стране.
– В каком состоянии модный бизнес в Дагестане, на ваш взгляд?
– Я вижу стремление нового поколения к производству, к выражению индивидуальности, и меня это очень радует. Кто-то входит в эту профессию по тренду, потому что это модно, но я всегда буду говорить: идти в фэшн-индустрию стоит, только если вы ощущаете свое призвание. Индустрия моды построена как в «Алисе в Стране чудес» Кэрролла: «Чтобы оставаться на месте, нужно бежать сломя голову, а чтобы двигаться вперед, надо бежать в два раза быстрее». Многие выбирают для себя этот путь, не подозревая о трудностях, с которыми придется столкнуться, и лишь единицы добиваются успеха в фэшн-бизнесе.
Я считаю так: чтобы идти в фэшн-индустрию, чтобы работать дизайнером, важно быть высокомотивированным и готовым преодолевать препятствия, неизбежные на этом пути. Часто открываются красивые шоурумы, прокачивается реклама, а на деле – недостаточно в изделии качества и мало аутентичности в крое, в пошиве, нет какой-то определенной философии и концепта. Но это не про всех…
– В чем бы вы видели поддержку перспективных дагестанских дизайнеров?
– Мне кажется, что дизайнеры одежды – это люди сами по себе, но я хочу, чтобы государство, предприниматели, общество обратили внимание на личности, которые талантливы, умны, уникальны, сильны в своем деле, готовы работать. Их нужно беречь и как-то оказывать им помощь – и это не только про деньги. Хотелось бы увидеть какие-то программы для людей с божьей искрой, и такие есть на Кавказе. Важно давать им стимул для дальнейшего развития. В настоящее время России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить и творить – тогда мы выйдем на первый план в области дизайна и моды.
– У каждого модного дома есть свой узнаваемый, но секретный код. Каков код модного дома DECOUTURELLE?
– Мой секретный код – это стиль, направленный против массовости, тяготеющий к индивидуальности, мой интеллектуальный взгляд на эстетику, элегантность.
Моя любовь – это платья для особых случаев. Свадебные и вечерние образы являются одним из самых запоминающихся в жизни, и мне хочется сделать их неповторимыми. Сложно описать, какие ощущения дает платье, созданное специально для тебя, в единственном экземпляре, которое никто, кроме тебя, и не примерял. Это надо просто прочувствовать. Все свои платья вижу, как настоящий скульптор, создаю «вживую» прямо на манекене, без выкроек. Невероятной сложности драпировки, идеальная посадка нарядов превращает мои модели в подобие лучших образцов античного искусства.
– Что вас вдохновляет на создание коллекций?
– То, что женщины с удовольствием носят мои вещи! Однажды я прилетела на курсы к Эвелине Хромченко в блузе своего дизайна, и она захотела такую же. Я ей ее подарила, а вскоре увидела Эвелину в передаче «Модный приговор» в этой самой блузе. Было очень приятно: я люблю, когда мои наряды носят известные люди.
Меня очень вдохновляют мои счастливые клиентки, часть из них стала уже почти «родственниками» моего модного дома. А еще меня вдохновляют путешествия и архитектура. Я работаю своими глазами и пальцами, с помощью которых я выражаю чувства и идею.
Меня чрезвычайно вдохновляют исторические эпохи и история моды, то, что любая деталь обладает индивидуальностью и является частью общего. А еще мой неисчерпаемый источник вдохновения – итальянское кино 60–70-х годов, его абсолютно совершенная эстетика.
– Какие бренды предпочитаете носить – свой или чей-то?
– Самое главное для меня – чтобы одежда выглядела стильно и хорошо сидела. В молодости все прекрасно, все хорошо, что бы вы ни надели, а с годами, мне кажется, очень важно найти свой стиль и не выглядеть «нафталином». Мода слишком быстротечна, и время неумолимо. Я люблю вещи собственного бренда, а также покупаю вещи разных производителей, но я не могу сказать, что гонюсь за каким-то брендом. В покупке я руководствуюсь внутренним голосом. А еще я сохраняю вещи из старых коллекций – даю им немного отдохнуть, а затем их интересно миксую.
– В каком стиле или стилях вы творите?
– Когда меня просят охарактеризовать мой стиль, на ум почему-то приходит словосочетание «элегантный винтаж». Я обожаю аутентичные винтажные украшения: надевая их, испытываю какой-то детский, неописуемый восторг! Слепо следовать моде – это не для меня. У каждой женщины должен быть свой стиль, и стиль должен быть у каждого модного дома!
– С кем из мировых модных дизайнеров вы хотели бы сотрудничать без ограничения фантазии?
– Сразу пришли в голову Александр Маккуин и Эльза Скиапарелли.
– Каковы сейчас модные тенденции в мире?
– Если честно, я часто не отслеживаю тренды. Мое кредо – делать женщин красивыми и счастливыми и не обращать внимание на тренды. Тренды абсолютно неважны для меня, тренд – это значит приспособиться, а это не про меня, не про мое творчество. Но часто я потом вижу, что именно я работаю в ногу с трендами, и мои идеи даже опережают известные тренды на год.
– Что бы вы пожелали дагестанским женщинам?
– Дорогие женщины, очень важно не забывать, что самое ценное в каждой из вас – ваша неповторимость. Владейте своим стилем как способом выразить, кто вы и кем хотите быть. Оставайтесь верны своему вкусу и ощущениям, и люди это заметят. Доверьтесь интуиции, потому что это то, что дарит вам уверенность в себе и никогда не выйдет из моды. Будьте счастливы и чаще улыбайтесь!