Дагестанка Форш
«Первый очаг моего творчества, Гуниб,
благодарю тебя, дорогой отец…»
Ольга Форш
Имя замечательной русской писательницы Ольги Дмитриевны Форш известно не только в России. Ее произведения были переведены и на языки народов бывшего СССР, и на иностранные языки. Романы, рассказы и пьесы Ольги Форш читают в Германии, Франции, США и во многих других странах мира. Еще при жизни Ольга Дмитриевна пользовалась заслуженным почтением со стороны коллег, ее талант признавал сам Горький, называя ее «большим писателем, большим чудесным человеком».
Детство и юность
Родилась же известная писательница в дагестанском ауле Гуниб, где располагался маленький дворец, выстроенный для больного астмой наследника, сына Александра II. В этом дворце 16 мая 1873 года и появилась на свет дочь коменданта крепости Дмитрия Виссарионовича Комарова – Ольга. Отец ее – боевой командир, генерал-лейтенант, всю жизнь служил на Кавказе. Женился Дмитрий Виссарионович на уроженке Тифлиса армянке Нине Шахэтдиновой. «Может быть, это обстоятельство делало Ольгу Дмитриевну необыкновенно гармоничным созданием, совершенно необычайно сочетавшим древневосточную мудрость с необыкновенной русской простотой», – вспоминает А. Орлов, один из ее учеников. Мать умерла, когда Ольге Дмитриевне не исполнилось и трех лет. Воспитанием детей генерала занималась бонна, впоследствии вышедшая замуж за Комарова.
После смерти отца в 1881 году мачеха отослала Ольгу в Москву на учебу. Училась она сначала в Александровском училище для малолетних дворянских сирот, затем в Николаевском сиротском женском институте. В 1891 году Ольга Дмитриевна получила звание «первоначальной учительницы с правом обучать порученных детей наукам, языкам и искусствам». Человек разносторонне одаренный, Ольга не сразу осознала свое писательское призвание. Ее первой профессией в искусстве была живопись. Она писала картины, выставляла их, преподавала рисование. Сразу после окончания Николаевского института поступила в Киевскую рисовальную школу, где провела около полугода. В 1893 году Ольга Дмитриевна в Петербурге училась живописи в студии академика Павла Петровича Чистякова, известного русского художника-реалиста и замечательного педагога. Работая учительницей в детском саду Л. Пушкаревой, Форш разработала целую систему начального эстетического воспитания. Она старалась пробудить в своих воспитанниках чувство прекрасного, научить их «видеть» природу и образно передавать свои впечатления.
Жизнь писательницы ни детективными, ни любовными, ни иными авантюрными интригами отмечена не была. Скорее, наоборот, она может служить примером жизнеописания порядочного и сострадательного человека, верной жены и любящей матери.
О любви к Родине
В 1927 году Ольга Дмитриевна отправилась в путешествие по Европе, собираясь навестить Горького на Капри. Встречаясь с разными людьми, она разочаровалась в русской эмиграции и русских эмигрантах, ее раздражало, возмущало их бессердечие. Сама же писательница с любовью и теплотой вспоминала о своей родине – Дагестане: «У каждого человека своя судьба, своя жизненная дорога, но любовь к малой родине, где ты родился, трудился, провел лучшие годы, остается на всю жизнь. Я запомнила первую мою весну, с которой пошло это смятенное и вдохновенное ожидание весен: в Дагестане, в крепости Гуниб, много лет тому назад, когда я была еще девочкой, из окна единственного над пропастью белого дома я увидела утро. Цветущее дерево унаби в драгоценных каменьях росы, небо, подернутое позолотой, орла, повисшего над бездонным ущельем… Я и раньше смотрела из этого окна; но тут я вдруг увидела все это… Что-то проникло в сердце, в голову, тронуло какую-то струну, о существовании которой я и не подозревала. Это было началом художественного освоения мира. Я стала рисовать и писать… Первый очаг моего творчества, Гуниб, благодарю тебя, дорогой отец…».
«У каждого человека своя судьба, своя жизненная дорога, но любовь к малой родине, где ты родился, трудился, провел лучшие годы, остается на всю жизнь. Я запомнила первую мою весну,
с которой пошло это смятенное
и вдохновенное ожидание весен:
в Дагестане, в крепости Гуниб, много лет тому назад, когда я была еще девочкой, из окна единственного над пропастью белого дома я увидела утро.
Ольга Дмитриевна любила жизнь и умела ею наслаждаться. В последние годы жизни проводила лето в своем домике в поселке Тярлево, на окраине Павловска. М. Довлатова вспоминает: «Именно в этом поселке она купила себе весьма несерьезный домик – на откосе, прижатый со всех сторон чужими заборами, с покатым огородиком, который медленно, но непоправимо сползал в овраг. На дне овражка булькал жалкий ручеек…».
Но Форш сразу же полюбила свое Тярлево. «А писателю зазорно селиться в хоромах, по-моему. И гектары всенародной земли обносить забором совсем уж неприлично. А вот цветов, ягод, яблок будет у меня предостаточно даже на этом кривом лоскуте земли», – говорила она. Несмотря на преклонный возраст, писательница очень любила работать в саду. За два месяца до смерти она писала: «И ныне, когда под Ленинградом, возле старого пушкинского Лицея, деревья покрываются молодой зеленью, я думаю о жизни, о вечном обновлении ее и о бессмертии нашего дела».
Умерла Ольга Дмитриевна 17 июля 1961 года в Тярлево. Согласно ее желанию, она похоронена на Казанском кладбище в Пушкине, у высокого клена, недалеко от могилы Чистякова.
Творчество
Литературная деятельность Форш началась в Киеве. В 1907 году в «Киевском вестнике» была опубликована новелла «Черешня», затем последовали рассказы и очерки. Свои ранние рассказы она печатала под псевдонимом «Терек» в память о Дагестане. Ольга Дмитриевна увлекалась теософией и оккультизмом, переписывалась с Еленой Блаватской, верила, что человечество стоит на гибельном пути из-за того, что в мире господствует патриархат. «Необходимо создать такое общество, где всесильной царицей будет – Мать», – отмечала она. В начале 1920-х Форш обращается к жанру исторического романа. В течение 30 лет Форш работала как художник-историк. Ее перу принадлежат романы «Одеты камнем», «Горячий цех», «Современники», трилогия «Радищев», «Михайловский замок», «Первенцы свободы». В поле зрения писательницы – история России XVIII-XIX вв. С годами не ослабевал ее добрый и светлый талант. С тех пор как она начала писать исторические произведения, будто новое дыхание пришло к ней. Свободно и легко ложились слова на бумагу. Кончая одну книгу, она уже знала, о чем будет следующая. Замыслы рождались от соприкосновения с историческим материалом. Всё оказывалось взаимосвязанным, влияло друг на друга. И она торопилась, торопилась написать о том, кто особенно был ей интересен. Обычно герои ее книг – пытливые искатели, люди, не удовлетворенные действительностью, мученики идеи. В ее книгах люди живут, как в настоящей жизни: борются, думают, грустят и радуются, помогают друг другу. Там вся правда.
Заместитель министра культуры Дагестана Магомедрасул Магомедрасулов вспоминает, что, будучи в гостях у Джохара Дудаева, первого президента Чеченской Республики Ичкерия, разговаривая о жизни и о делах, он спросил о его увлечениях, хобби.
– Я люблю читать, – последовал ответ.
– А каких писателей предпочитаете?
– Я, конечно, люблю стихи Расула Гамзатова, но самый мой любимый писатель – Ольга Форш, знаете такую? У меня есть полное собрание ее сочинений.
На это Магомедрасулов ответил, что, конечно же, он ее знает, тем более что Ольга Форш – уроженка Дагестана. Дудаев вначале не поверил, но взяв в руки первый том, где была напечатана ее биография, убедился в правоте собеседника. На прощание Дудаев подарил Магомедрасулу Магомедрасулову этот самый том.
Использованы материалы книги «Ольга Форш в воспоминаниях современников».