Дагестан глазами художника
[vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]
«Я был так искренне захвачен величием и красотой Дагестана, глубиной и самобытностью культуры его древних народов, что воспринимал республику как некий культурный и этнографический заповедник. Я делал сто снимков там, где можно было обойтись десятью. Потому, что это был не просто профессиональный интерес и долг. Это была любовь, это была страсть!»
Сергей Тартаковский
[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]Тридцать лет назад волею судьбы началось знакомство известного московского фотохудожника Сергея Тартаковского с удивительным краем – Дагестаном. В результате поездок по горным аулам и селам были сделаны снимки, посвященные красоте нашей республики, народным обычаям и традициям, самобытному искусству дагестанских мастеров. Каждый снимок – это целая история, рассказывающая о людях, их жизни и быте. Автор сумел прочувствовать дух народа, его красоту, величие.
Сергей Тартаковский оставил после себя колоссальный экспедиционный архив, который, несомненно, имеет большое значение не только для Дагестана, но и для всей страны. О наследии автора, его любви и особом отношении к Дагестану и дагестанцам журналу «Проджи» рассказала супруга художника Валентина Тартаковская:
– Как началось знакомство Тартаковского с Дагестаном?
– В середине 80-х годов Сергея наряду с другими дагестанскими и московскими исследователями пригласили в республику. Созданный авторский коллектив должен был провести большую историко-этнографическую работу – собрать материал для серии альбомов о шедеврах дагестанского искусства. Выпуск издания был задуман по инициативе директора Дагестанского музея изобразительного искусства Патимат Гамзатовой. Многотомник должен был познакомить мир с уникальным наследием народных промыслов Дагестана – ювелирными украшениями, оружием, резьбой по камню и дереву, коврами, керамикой, вышивкой, медными изделиями. Первые два альбома планировалось посвятить серебру и керамике. Была проделана большая работа по сбору материала в селах, где данные промыслы широко представлены, – Кубачах и Балхаре.
После подготовки первого альбома, посвященного серебру, было принято решение печатать его в Германии, куда и была отправлена фотосъемка. Но в силу объективных причин этот проект так и не был воплощен в жизнь (государство переживало тогда не самые лучшие времена), но остался уникальный материал – всего более 5000 отснятых фотосюжетов.
– Возвращаясь из своих поездок, супруг наверняка делился с вами впечатлениями?
– Сергей много говорил о Дагестане, всегда с любовью вспоминая людей, с которыми свела его работа. Дагестан влюбил его в себя бесконечно, и благодаря ему у всех нас осталось в душе гораздо больше, чем на пленке.
У Сергея было особое видение вещей, и мы можем наблюдать это в его творчестве. У него необычные пейзажи, силуэты. Каждый фотоснимок пропитан высокой духовностью. Им всегда двигала любовь к своему делу, а работы по Дагестану представляли для него особенную ценность.
– Автор побывал в самых отдаленных районах и селах республики. Интересно, что же больше всего его поразило?
– Сергей был совершенно потрясен древними памятниками искусства. Во время работы над альбомом, посвященным камню и резьбе по дереву, он имел возможность ознакомиться с артефактами XIV века. Его также поражали домашние мини-музеи. Практически в каждом доме, в котором побывал Сергей, присутствовало искусство. Тогда еще в горных районах носили национальные украшения и яркие наряды, стены домов были украшены коврами ручной работы, керамическими предметами. Все это было удивительно органично. Его также привлекал традиционный уклад жизни местных жителей, уважение и почитание к старшим, гостеприимство, отношение к женщинам. Дагестанская культура вдохновляла его.
– Какие сувениры и символы Дагестана он привозил из своих поездок? Наверняка в вашем доме их немало.
– В нашем загородном доме много предметов дагестанского искусства: это старинные поставцы, деревянные резные учултаны, балхарские кувшины, молитвенный коврик. И, конечно же, у меня масса украшений дагестанских мастеров, которые мне особенно дороги.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/2″][vc_column_text][/vc_column_text][/vc_column][vc_column width=»1/2″][vc_column_text][/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]– Что помимо творчества связывало вашего супруга с Дагестаном?
– Дагестан дал моему супругу многое, но, пожалуй, самое ценное – это добрые друзья. Мы очень дружны с семьей Дибира Магомедова. Это был замечательный человек, истинный дагестанец. Память о нем навсегда будет в сердцах тех, кто знал его при жизни. Ближайшая подруга – Патя Гамзатова, доброй души человек, великая женщина. Cо многими музейными работниками наша семья сохранила теплые дружеские отношения. Дагестан подарил нам замечательных друзей, связь с которыми неразрывна.
– Совсем недавно в Москве прошла выставка работ вашего супруга. Кому принадлежала идея ее проведения?
– Каждый год я провожу выставки работ супруга в городе Таруса Калужской области. В нынешнем году поступило предложение провести аналогичную выставку, посвященную работам Сергея по Дагестану, в столице. Инициатором выступило Постпредство Дагестана в Москве. На выставке мы представили лишь малую часть работ из всего архива.
Мне было приятно внимание дагестанцев, присутствовавших на выставке, их интерес к творчеству Сергея.
Хотелось бы отметить, что архив фотографий, который хранится у меня, уникален и бесценен. Он представляет большую ценность, как для Дагестана, так и для России. Я очень рада тому, что выставка всколыхнула интерес к творчеству Тартаковского. Возможно, следующим этапом станет издание тех самых альбомов по Дагестану, которым мой супруг посвятил столько сил и времени.
– Нет ли ощущения, что тот Дагестан, запечатленный вашим супругом на фотографиях, и нынешний – это два разных мира?
– В последний раз я была в Дагестане в начале 90-х. Конечно, за последние десятилетия жизнь в республике значительно изменилась. И об этом как нельзя лучше свидетельствуют события, о которых мы узнаем из СМИ. Я понимаю, что это уже не тот Дагестан, который привлекал внимание археологов, искусствоведов, историков, многих иностранцев.
Но на выставке, где собралось большое количество дагестанцев, я увидела, что они по-прежнему открытые, доброжелательные, сильные духом. Их так же, как и 30 лет назад, отличает особенная душевность, непосредственность. Дагестанцы так и остались в моем представлении мирным, добрым, гостеприимным народом. И это главное.
– Что бы вы пожелали читателям нашего журнала и всем дагестанцам?
– Я бы пожелала счастья, процветания и мира! Я очень надеюсь, что связь между дагестанским и русским народом никогда не оборвется. Она будет только крепчать.
Арсен Хадакулиев, кинопродюсер:
– Тартаковский был известен как один из талантливейших художников Советского Союза. Собственно поэтому он и попал в состав художественного совета, организованного для сбора фотоматериала по Дагестану. По снимкам автора мы можем видеть, насколько талантлив этот человек и сколько сил он отдавал своей работе. Приехав в Дагестан, Тартаковский понял, что эта земля имеет нераскрытый потенциал: на ней располагается большое количество уникальных памятников архитектуры, потрясающих пейзажей, здесь живет невероятный народ, с самобытной культурой. Он не просто снимал всю эту красоту. Он ее прочувствовал. И это четко прослеживается в его работах. Видно, что человек влюблен в Дагестан и что он пытается передать эту любовь зрителю.
Марина Тарковская, писатель:
– С Сергеем Александровичем мы были знакомы в течение 10 лет. Я знала его как человека и как мастера-художника. Хочу сказать, что Сергей отличался высоким профессионализмом, потому что он умел из окружающего мира выбрать ту часть, которая интересовала его как художника. У него был точный глаз и очень хороший вкус. Его работы были выполнены в самом разнообразном жанре. Художник свободно владеет камерой и вместе с тем всегда точен в выборе натуры и персонажей. Серия дагестанских работ покоряет своей красотой и самобытностью. Мы узнаем многое о жизни удивительно красивых и талантливых людей. Вместе с тем, работы Сергея лишены формальности. Это был свободный фотохудожник.
Ирина Старженецкая, художник, действительный член Академии художеств РФ, профессор ГИТИС:
– Мне посчастливилось побывать на Кавказе, увидеть величие гор, потрясающую природу, невероятные пейзажи (я шла по тропе Шамиля, что находится между Азербайджаном и Дагестаном). Это зрелище, которое запоминается на всю жизнь. Сергей сумел передать эту зрелищность в своих работах. Кроме того, он сумел передать самобытную красоту местных жителей, ее уникальность и неповторимость. [/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]