Махачкала

Дагестан через призму костюма

17:34  08.01.24
0
28

цумадинский костюм, кумыкски, даргинский, аварский,,лакский, дагестан,народы, старинные костюмы., народы ДагестанаДагестанский национальный костюм донес до нас обрывки прошлых культур. Он отражает практически все внутренние процессы развития или деградации общества, он – выражение национального характера народа и
его стремлений.
В течение столетий народный костюм отшлифовывался, отметалось все случайное и сохранялось только самое понятное, удобное, практичное, самое красивое с точки зрения людей тех эпох. До начала ХХ века традиционная одежда сохранила отработанные веками устойчивые формы, определяющие ее своеобразие и наиболее типичные черты. Если она и менялась, то очень постепенно.
С приходом ХХ века костюм изменился кардинально. Советская власть принесла с собой культурную революцию в самые отдаленные, глухие районы России.
С 60-70-х годов городской стиль стал практически повсеместным. Национальный костюм отступил на задний план, стал пережитком прошлого.

Мужская одежда
Мужской национальный костюм у всех народов Дагестана практически не отличается от одежды других народов Кавказа. В силу того, что мужчины путешествовали, воевали, торговали, они активно заимствовали и перенимали традиции костюма у соседних народов. Происходило смешение, взаимообмен, вследствие этого выработался универсальный костюм всадника-воина, где все элементы целесообразны, удобны и практичны. Одежда была хорошо подогнанной по фигуре, не стесняющей движений, теплой, влагостойкой, способной защитить от жары и холода, простой в эксплуатации. В этой одежде было удобно и скакать на лошади, и пахать, и ходить по горам. В то же время костюм был красив, он делал мужскую фигуру статной и осанистой.
По назначению одежда была повседневной рабочей и праздничной.
До начала ХХ века не было понятия о нижнем белье.Но позже к нательной одежде стали относиться рубаха и штаны. Рубашка – туникообразная, с клиньями, из хлопковой, суконной или конопляной ткани в основном домашнего изготовления. В начале ХХ века под влиянием кавказской моды появились «кавказские» рубахи, их шили с манжетами, воротником-стойкой и застежкой на груди на плетеные пуговицы-узелки. На груди иногда делали карманы. Чтобы рубаха быстро не изнашивалась, на спине пришивали подкладку.
Штаны часто имели широкий шаг для удобства езды верхом, прямые или зауженные книзу штанины. Без ширинки, на вздержке (на затягивающемся шнурке), из плотной черной или серой ткани. Зимой шили такие штаны из овчины или стеганые на шерсти.
К верхней одежде относились бешмет, черкеска, безрукавка (войлочная и овчинная), накидки, несколько разновидностей шуб, бурка. Это был основной вид одежды горца, надевалось все это поверх рубахи. Бешмет шили из сукна, бязи, сатина, шерсти, атласа, шелка – в зависимости от достатка, обязательно на подкладке из бязи или любой другой простой материи, зимний вариант бешмета шился на шерстяной или ватной подкладке. Самые распространенные цвета – черный, серый, зеленый. Бешмет подчеркивал фигуру и сидел довольно плотно, а от талии был расклешен для свободы движения.
Поверх бешмета носили черкеску. Черкеска была верхней парадной одеждой. Она получила широкое распространение во время Кавказской войны и даже была принята как военная форма в дореволюционной России. Для военных носить горскую черкеску означало показать свою особую причастность к военной боевой элите. Это не просто форменная одежда, это философия, особый образ жизни.
Черкеска кроилась как бешмет, но имела нагрудный вырез, газырницы и была длиннее – иногда до щиколотки, иногда до колена. Шили ее из домотканого верблюжьего или овечьего сукна, или фабричного – «гвардейского». Наиболее распространенные цвета – коричневый, черный, серый, синий, бежевый, особо нарядные шили белого цвета.
Рукава – широкие и длинные, иногда с цветными отворотами. Горский этикет не позволял на людях касаться руками женщины, это было неприлично, мужчина мог подать женщине руку, только обернутой спущенным рукавом, кроме того, в холодную погоду длинные рукава заменяли горцам перчатки.
Самый отличительный и узнаваемый элемент черкески – газырницы. Они шились в виде кармашков для деревянных или цумадинский костюм, кумыкски, даргинский, аварский,,лакский, дагестан,народы, старинные костюмы., народы Дагестанакостяных пенальчиков с дозой заряда для одного выстрела. Газыри закрывались колпачками из металла или серебра, украшенного насечкой. Количество газырей могло быть от 9 до 11 с каждой стороны. Своим происхождением они обязаны особой сумке наподобие патронташа,которую в XVII–XVIII веках надевали через плечо. Позже газырницу стали пришивать прямо к одежде. Она не только была удобна в бою, но и защищала грудь горца от прямого сабельного удара.
Черкеску никогда не носили нараспашку, это могли себе позволить только пожилые старики. Поверх черкески затягивали на талии узкий кожаный пояс с металлическим или серебряным набором. К поясу пристегивали кинжал или шашку, а также множество мелких предметов, необходимых в походе или бою, чтобы все было под рукой: например, это могла быть натруска с порохом, оселок, кресало, огниво, жирница – коробочка для жира, чтобы смазывать ружье и пистолет.
Символом мужественности и боевой доблести у горцев считалась бурка, и не случайно существовало даже такое проклятье: «Да не останется в вашем роду мужчины, достойного носить бурку».
Бурка, представляющая собой плащ из вяленной шерсти, была незаменима в пути и защищала от непогоды не только всадника, но и его лошадь. Подстилая под себя один край бурки, другой полой горец укрывался во время сна; в жару бурка защищала от палящих лучей солнца. Из бурки в любой момент горец мог соорудить себе укрытие наподобие шалаша.
Зимы в горах довольно суровы, и, конечно, горцы не могли обойтись без шуб, которые были довольно разнообразны. Традиционные шубы можно условно разделить на два вида: шубы для работы и активного образа жизни – короткие, шитые в талию. И шубы длинные, тяжелые, с ложными рукавами до пола либо без рукавов, с большой пелериной. Такие шубы носили только старики и мужчины старшего возраста во время отдыха, дома, во дворе или на годекане. Молодежи такие шубы носить не приставало. Шились они из овчины, из шкур молодых барашков и ягнят.
Особенной деталью мужского туалета на Кавказе является папаха – это символ чести и достоинства мужчины. Сбить в пылу спора папаху с головы мужчины означало нанести личное оскорбление, а вот подарить папаху дагестанцу значит предложить вечную дружбу. По папахе и ее форме можно было определить социальное положение ее носителя. Мужчины никогда папаху не снимали (даже во время еды), за исключением омовения перед намазом. Считалось непристойным появляться в общественных местах без головного убора.
Раньше папахи были различной формы: цилиндрической, конической; сейчас наиболее распространены круглой формы, из овчины. Другая разновидность папахи – каракулевые, в основном цилиндрической формы, они шьются как бы двойными, иногда для экономии донышко снаружи делают из ткани. Внутри они отделаны стеганой подкладкой.
В непогоду поверх папахи могли носить башлык. Он оберегал от ветра уши и шею всадника. Это своего рода капюшон-шарф. Шили из хорошего тонкого сукна, отделывали плетеным шнуром и кистями. Невесты часто в качестве подарка дарили нарядный башлык будущим мужьям.
Обувь была самой разнообразной: кожаной, вязаной, войлочной. В непогоду носили кожаные сапоги с твердой подошвой. Дома носили ичиги с мягкой подошвой. В поле, на работу надевали чарыки (боты) из сыромятной или дубленой кожи или постолы (типа галош со шнуровкой). Их носили с обмотками из сукна. Завершает образ горца прическа – традиционно голову мужчины брили, оставляя бороду и усы.
Женская одежда
В отличие от мужского костюма, становление женского традиционного костюма шло иными путями и напрямую зависело от образа жизни и положения женщины в жизни общества. Одежду бережно хранили и передавали по наследству. Если она ветшала, ее обновляли, шили по ее образцу новую, но сохраняли традиционную форму и крой как наследие предков.
Так, например, наиболее древней и наиболее распространенной у женщин в Дагестане была рубаха туникообразного покроя. Хоть она и скрывала строение фигуры, но была удобна и функциональна. Основные детали одежды кроили, перегибая полотнища. Для клиньев ткань складывали по диагонали. Для свободы движения делали прямоугольные или косые вставки и клинья.
К типичным чертам дагестанского костюма можно отнести многослойность и обилие серебряных украшений – головных, шейных, нагрудных, поясных, для рук. Декорирование одежды выполнялось разными способами: вышивкой с узором – весьма незатейливым, часто с архаичными мотивами, аппликацией из различных кусочков ткани в форме трапеций и цумадинский костюм, кумыкски, даргинский, аварский,,лакский, дагестан,народы, старинные костюмы., народы Дагестана

цумадинский костюм, кумыкски, даргинский, аварский,,лакский, дагестан,народы, старинные костюмы., народы Дагестана

цумадинский костюм, кумыкски, даргинский, аварский,,лакский, дагестан,народы, старинные костюмы., народы Дагестана цумадинский костюм, кумыкски, даргинский, аварский,,лакский, дагестан,народы, старинные костюмы., народы Дагестана цумадинский костюм, кумыкски, даргинский, аварский,,лакский, дагестан,народы, старинные костюмы., народы Дагестана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

квадратов, которые нашивались на край подола и по вырезу ворота, а также отделывали край одежды серебряным галуном, шнуром и тесьмой. Основной акцент делали на качестве и цвете ткани. Для повседневной одежды использовали ткань домотканую, но для праздничной – дорогую привозную.
Женский головной убор является исключительной частью одежды. Если в общем верхняя и нижняя одежда имела общие черты, то головные уборы по форме и способу декора и украшениям из серебра отличались разнообразием и оригинальностью. Они позволяли безошибочно определить этническую принадлежность женщины, из какого она общества, аула или тухума, возрастные и социальные различия.
Сезонную одежду женщины носили с шерстяными платками и шалями. Зимой в качестве верхней одежды использовали овчинные шубы. Шубы могли быть нагольными (их шили из овчины мехом внутрь) или крытыми тканью, последние были в основном из ценного меха. Подобные шубы шили из собольих, бобровых, хорьковых и горностаевых шкурок, как правило, они бытовали у наиболее зажиточных слоев населения.
Обувь отличалась большим разнообразием как в материалах, из которых она изготовлялась, так и в фасонах. Особенно многообразной благодаря декору была вязаная и войлочная обувь. Женщины носили обувь из кожи, комбинированной с войлоком, парчой, бархатом, сукном и т. д. Нередко башмаки делались из цветного сафьяна, а сверху украшались вышивкой золотыми или цветными нитками.
На севере Дагестана костюм находился под влиянием Северного Кавказа, на юге – Азербайджана и Закавказья, а в горных районах он развивался локально, сохраняя в себе более всего архаичных признаков и деталей, интересных для этнографов и специалистов. Это и старинный крой, и оригинальные головные уборы, и украшения, несущие знаки древних утерянных мистических культов.
Северный Дагестана
Это утонченность и изысканность Северного Кавказа, лаконичная точеность форм и кроя. Традиционным у кумычек и чеченок-аккинок было распашное платье къабалай с широкой и длинной, до щиколотки, юбкой. Рукава двойные: нижние – узкие, длиной до кисти руки, и верхние – широкие, длинные, откидные.
Платье было украшено двойными серебряными застежками и серебряным филигранным поясом, подчеркивающим тонкую талию.
На голове носили кружевные или плетенные из шелковой нити платки тастары и тонкие гюльменди.
Южный Дагестан
Народности лезгинской группы (лезгины, агулы, рутулы, табасараны, цахуры, азербайджанцы, горские евреи, таты) под влиянием Закавказья носили наиболее нарядные и богатые костюмы. Яркие иранские и персидские ткани в сочетании с массивными позолоченными украшениями создавали впечатление пышности и блеска. Основная особенность костюма – многослойность. Под верхнее распашное платье валчаг надевали шелковое платье прямого или отрезного по талии кроя, иногда с длинными пышными рукавами. Предпочтение отдавалось тканям красного, желтого, зеленого, фиолетового цвета. В некоторых селах надевали нарядные кафтанчики – алха-лыг. Их носили поверх нарядного платья, причем только девушки, невесты и молодые женщины, поэтому такие кафтанчики шили из богатой ткани – бархата или парчи. Зимой их носили утепленными ватой или шерстью.
Под рубахой носили нарядные штаны с широкими штанинами. С целью экономии их верхнюю часть до бедер часто выполняли из простой ткани. Низ штанов, который был виден из-под платья или рубахи, украшали особо – оторачивая дорогой тканью и расшивая золотыми нитками или тесьмой.
На голове носили шапочку – чохто. Такие шапочки отличались исключительным разнообразием по форме, крою, количеству украшений. По типу головного убора можно было определить принадлежность женщины к тому или иному селу или нации. На голове поверх чохто женщины носили шелковые или шерстяные платки.
Центральная и горная часть Дагестана
Наряд аварок, даргинок, лачек состоял, в первую очередь, из длинного и широкого платья-рубахи туникообразного покроя и штанов из ситца, бязи, сатина. Такие рубахи носили с кушаком или поясом, иногда его подтыкали по бокам. Цвет наряда и количество украшений указывали на возраст женщины, социальный статус и материальное положение. Молодые девушки одевались в одежду более светлых тонов из ткани с узорами, а женщины старшего возраста носили темную одежду. Но общий колорит был темный с яркими деталями – поясами, головными уборами, украшениями, отделкой. Поверх рубахи могли надевать отрезные по талии платья бузма, которые шились из дорогой ткани и считались нарядной одеждой.
На голову надевали чохто. Их тщательно украшали серебряными бляхами, кольцами, подвесками и цепочками. Вообще ношение цепочек по краю головного убора было древней традицией. Наряду с многочисленными и разнообразными украшениями для головного убора женщины с нарядной одеждой надевали кольца, серьги, браслеты, пояса, нагрудники из монет, подвески.
Поверх чохто обязательно накидывали покрывало, шаль или платок.
Обувь носили кожаную или вязаную с загнутым носом, что было практично и красиво. Такая обувь не оббивалась об камни.
Интересна также символика цветов у дагестанцев. Например, белый цвет в обрядах, связанных с семейным бытом, был символом радости и чистоты. Так, люди, посещавшие дом невесты, у подавляющего большинства дагестанцев должны были быть одеты в белое: женщины – в белых платках, мужчины – в белых папахах. Красный – символ очищения, благополучия, а черный – умилостивления духов предков. Но в целом есть такое наблюдение: чем выше в горы, тем сдержаннее цветовая гамма, тем тоньше сочетания цветов.

«Две вещи должен беречь горец: свою папаху и свое имя.
Папаху сбережет тот, у кого под папахой есть голова.
Имя сбережет тот, у кого в сердце огонь»
(Расул Гамзатов)

Костюм наиболее тесно связан с бытом человека и его жизнедеятельностью. Порой, иногда даже подсознательно, через свою одежду человек выражает свое отношение к внешнему миру и окружению. Иногда она – его отражение, иногда через нее он противопоставляет себя миру и борется с ним, иногда ищет пути взаимодействия или влияния. Одежда – это выражение нашего внутреннего «я», каким бы оно ни было, источник информации, которую хочет донести до Вселенной человек. Но мы живем на Кавказе, и до наших дней сохранилось такое понятие, как горский этикет. Он складывался на протяжении столетий и способствовал духовному сохранению нации, регулировал поведение и взаимоотношения в обществе и семье. Это своего рода моральный кодекс, беспрекословно соблюдаемый. Вот некоторые правила из него: «Ни при каких обстоятельствах не теряй самообладания, сохраняй чувство собственного достоинства и уважения достоинства других, не выходи из себя и не впадай в отчаяние».
Многие не задумываются, но эти аспекты касаются не только поведения, но и внешнего вида человека и одежды в частности. Мы должны уважать свое окружение через свой внешний вид. Мы должны уважать другие нации, другие культуры, сохраняя и уважая свою культуру. Осознавая уникальность своей национальной культуры, человек обретает свою духовную индивидуальность, что способствует обогащению духовной культуры всего мира.

17:34  08.01.24
0
28

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *