Цитадель былых времен
В рамках Года гор, объявленного в Дагестане Главой Рамазаном Абдулатиповым, мы отправились в Чох, чтобы рассказать и показать, какие они — дагестанские горные аулы.
Через горные кручи, где один за другим вырастают перед глазами дагестанские исполины, где вокруг одни скалы и расщелины, а над головой парят орлы и беркуты, мы добирались в высокогорный аварский аул Чох, выбрав своим маршрутом старую извилистую дорогу по западному гребню. Близ селения раскинулись потрясающей красоты зеленые сады и горная река Кара-Койсу. Днем путешественника сопровождает шум ее вод, бьющихся о камни, и пение птиц, а вечером – обворожительный розовый закат в отражении водной глади. Неудивительно, что в этих краях рождались знаменитые стихи и песни, а люди вырастали истинными хранителями традиций и любви к родному краю. Одним из таких людей смело можно назвать профессора, директора Дагестанского Центра микрохирургии глаза Абдул-Гамида Алиева, который восстановил старый чохский дом, сохранив уютную атмосферу былого времени. У него в гостях довелось побывать коллективу «Проджи».
Весь аул – словно музей под открытым небом. Во времена Кавказской войны почти все селение было превращено в руины, однако после жители начали заново отстраивать свои жилища. Они здесь построены из местного камня, добытого собственным трудом. Красивый зеленовато-охристый известняк хорошо поддавался теске и скульптурной обработке (заметьте, никакого цемента), поэтому дома строились долго, но зато почти на каждом из них сохранились старинные резные таблички с датами «1845», «1848», что говорит о качестве, проверенном временем. В Чохе можно встретить как небольшие скромные жилища, так и настоящие дома-дворцы, увидев которые, сложно поверить, что это всего лишь крестьянские жилища. Чох издавна отличается высоким уровнем архитектуры и строительства. Многие дома украшены арочными сооружениями, большими и маленькими окнами и балконами. Дом, в который нас пригласили, встречает гостей вот уже 130 лет. На нем висит табличка с датой «1886». Хозяин, восстанавливая разрушенные стены, использовал те же камни, какие использовали предки чохцев. Побывать внутри – настоящая удача для ценителя дагестанского колорита. Здесь все – начиная от стен и потолков и заканчивая кувшинами и пледами – повторяет художественные традиции людей, возродивших Чох. Эти традиции – как плотная чадра, за которой прячется богатый внутренний мир отдельного жителя. Это понимаешь, рассматривая узоры на глиняном горшке и орнамент на подушках и джурабках. Казалось бы, простые узоры, а между линиями – ежеминутное настроение мастера, его отношение к труду, его любовь и дух того времени. Отсюда не хочется уходить. Спрашивается, зачем же это нужно – восстанавливать старый дом, обустраивать его, сохраняя быт предков? «Горец строит дом не для того, чтобы в нем жить, а для того, чтобы принимать гостей», – отвечает хозяин. Здесь словно остаются позади все заботы, а говорить хочется только о многовековой истории селения и ее доблестных и мудрых жителях. А гласит эта история вот о чем.
Чох – высокогорный аул в Гунибском районе. Многочисленные источники подтверждают, что Чохское поселение – одно из самых древних на территории Северного Кавказа, было обнаружено в середине ХХ века. Здесь когда-то была стоянка времен неолита. Именно здесь происходило становление производящего хозяйства – земледелия и скотоводства. Летоисчисление Чоха как самостоятельного поселения ученые ведут с 1300 г., первая крепость здесь была построена 700 лет назад. Именно через Чох проходил Великий шелковый путь.
В начале XIV в. арабский завоеватель Абу-Муслим объединил 12 мелких сел, в результате появился аул Чох, что в переводе означает «много». За свою историю жители маленького аула пережили много горестей и потерь: в XVIII веке здесь были разбиты полчища Надир-Шаха, а
XIX век был отмечен событиями Кавказской войны. Грамотными военачальниками становились выходцы из маленького селения. Но особенно аул известен людьми, которые прославили его не только в Дагестане, но и во всей России. Здесь родился и вырос знаменитый спортсмен и врач Али Алиев, ставший пятикратным чемпионом мира по вольной борьбе. Отсюда родом известный художник Халилбек Мусаясул, народная певица Дагестана Муи Гасанова, летописец имама Шамиля Гаджи-Али, а также первопечатник и основатель национальной печати Магомед-Мирза Мавраев. Культ образования и науки в Чохе до сих пор на высоте: только кандидатов наук – 130 человек. Каждый житель маленького Чоха считает своим долгом получить должное образование. Говорят, даже девушки здесь выходят замуж позже, чем в других высокогорных селениях, потому что сначала надобно выучиться.
Чох расположен на крутом южном склоне Чурчимеэра. С севера отвесная круча падает в пропасть, а дома начинаются с самого острого гребня и стоят сплошным величественным каскадом. Можно насчитать более 30 ярусов беспрерывно громоздящихся друг на друге домов – пример амфитеатральной застройки. В панораме Чоха особое внимание привлекает дом в центре селения (вы сразу его заметите даже на фотографии). Громадный, безупречный по строгости и композиции – не дом, а дворец. Это жилище Закари Нахибашева – наиба Андалала, то есть высшего должностного лица местной администрации. Строился он с 1869/70 по 1874/75 годы при помощи мастеров из Губдена. Дом по-настоящему удивляет своими контрастами: громадные редкие расстановки арок и частые балясинки перил. Второй дом дворцового ранга – выстроенный в Чохе Масмагомедом Мамаловым для своего сына. Самым главным достоинством дома считается его большой двор, откуда и возможен вход во все помещения: напоминает настоящий восточный дворец.
Сегодня в этих домах, как и во многих других, никто не живет. Однако многие люди готовы реставрировать и восстанавливать село, славное на весь Дагестан. В скором времени гостей здесь будут встречать в этнодомах и этногостиницах. Туристы со всего мира приезжают в Гунибский район, ведь жители Чоха до сих пор живут по наказам предков. Необычны и традиции местного населения. Например, находчивые чохцы ввели необычное, но весьма удобное правило выдавать дочь замуж. На воротах каждого дома в Чохе раньше висели кольца (на некоторых вы увидите их и сегодня). Если в доме была дочь на выданье, родители вешали на кольцо хурджины: это означало, что родители готовы принимать сватов. Когда приходил потенциальный жених, он клал в хурджин хлеб, стучал в дверь и начинал с хозяином дома разговор на отвлеченную тему. Если жених был по нраву, отец отламывал кусок от хлеба (это означало, что жених принят). Если же хлеб оставался целым, молодой человек забирал его и уходил. И никто не узнавал о произошедшем. Удобно, правда? Чохцы признались, что снова хотят ввести эту традицию.
Национальная кухня чохцев похожа на традиционную аварскую. Кроме хинкала, здесь готовят знаменитые на весь Дагестан «ботишал», запеченные в духовке чуду с разной начинкой – «пуршины». Есть и необычные блюда, как, например, «идухичи». Это каша из проросшей пшеницы, а также жаркое с сушеным мясом – «гьи». Пышные застолья и приятные дружеские беседы здесь любят как нигде. В августе ежегодно проводят День села, на который по традиции приезжают чохцы из разных уголков страны.
Но самое главное достоинство чохцев – местное гостеприимство, в котором нам довелось убедиться. И как верно, что Чох означает «много»! Здесь и вправду много всего: духовности, культуры, любви к истории, к дружбе и сплоченности, солнца и улыбок. Здесь, как в фантастических книгах, гармонично сплелось прошлое и настоящее.