Человек своей эпохи
На съемки очередной «Таинственной квартиры» меня пригласили в один из университетов Махачкалы. Думала, отсюда, из огромного зеленого двора, мы отправимся к месту назначения – в дом доктора ветеринарных наук, профессора, бывшего ректора Дагестанского государственного сельскохозяйственного университета Магомеда Джамбулатова.
Однако этот университет и был его домом. В прямом и в любых других возможных смыслах. В одном из многочисленных кабинетов меня встретила супруга Магомеда Мамаевича – Разия Исаевна. Как оказалось, неподалеку находится квартира, в которой большую часть жизни прожил известный каждому в республике человек. Узнав об идее нашего проекта, Разия Исаевна предупредила: «Магомед Мамаевич вел очень скромную жизнь. Он не любил ничего переделывать на новый лад, не нуждался в роскоши и богатых убранствах. Скромность и простота были образом его жизни».
Чуть позже, рассматривая кабинет ученого, я убедилась в подлинности этих слов. Все здесь – от предметов мебели до личных вещей – характеризует уклад жизни человека, не способного сидеть сложа руки в уютном кабинетном кресле. Таким людям необходимо двигаться, работать, общаться, иначе говоря – жить.
При входе в светлое помещение, пропитанное запахом деревянной мебели, первое внимание приковывает письменный стол. Нагроможденные на нем книги, бумаги, открытые пачки советских сигарет и портфель создают ощущение, будто хозяин просто отлучился и вернется с минуты на минуту. Доброжелательный, готовый к общению – таким он, по рассказам супруги, был всегда. Сегодня его кабинет стал частью музея «Дружбы народов», которым на общественных началах заведует Разия Исаевна. Собрав воедино эту малую часть воспоминаний о дорогом человеке, она не пыталась увековечить его память – забыть о такой личности невозможно. Этот музей – попытка дать пример подрастающему поколению, новым студентам вуза, рассказать о грандиозном деятеле, а главное – дать понять, что Магомед Мамаевич повторим. Когда-то и он, простой горский мальчик, самостоятельно поступил в этот вуз, а потом провел здесь более 50 лет: студент, сторож, ассистент, доцент, профессор, ректор, президент – неспешными шагами достиг всего, чем известен.
Прогуливаясь вдоль кабинета, я понимаю, что имела в виду Разия Исаевна, говоря: «Он был человеком своей эпохи». Побывав здесь, словно переносишься во времена Советского Союза. Вот деревянные шкафы со стеклянными створками, модный в те времена радиоприемник «Rigonda», подаренный разными гостями хрусталь и прочие сувениры. Их здесь, кстати, бесчисленное множество: статуэтки на столах, картины, развешанные по стенам, в большинстве подарены гостями, есть даже палас с его изображением, постеленный на диване. Магомед Мамаевич всегда переживал и старался заботиться о людях: всегда принимал гостей, выслушивал их просьбы, проблемы, пытался помочь.
Среди множества предметов не сразу обращаешь внимание на музыкальные инструменты, висящие на стене в углу комнаты. Это, как оказалось, не сувениры. Магомед Мамаевич был очень музыкален, что передалось ему по материнской линии: играл на кумузе, домбре, мандолине, балалайке и обладал абсолютным слухом и мог подобрать любую мелодию без всяких нот. Разия Исаевна, собравшая здесь эти инструменты, помнит историю каждого из них: какой-то был подарен, какой-то выброшен как лом, но Магомед Мамаевич нашел его и отремонтировал, какой-то перешел к нему по наследству.
Слушаешь рассказы Разии Исаевны и невольно ловишь себя на мысли: «Неужели все это про одного человека?» Про одного – прожившего не одну, а несколько жизней. Одну – ученого, ректора ведущего вуза, другую – общественного деятеля, человека, готового всем прийти на помощь.
Одну из стен помещения заслуженно заняли фотографии – иллюстрации жизни героя нашей рубрики. Во время работы, при встречах с разыми людьми на портретах – жизнерадостный, полный энергии мужчина, с легкой, едва заметной улыбкой на лице. Про таких людей говорят: «Улыбается глазами». Рассматривая фото, убеждаешься, как ему нравилось все простое и удобное: комфортная простая одежда, в которой он ничем не выделялся среди других людей, несмотря на свой статус. «Он мог ходить по дому в какой-то рубашке, а потом в ней же выйти по делам. Одежда не имела для него большого значения: в шкафу висели дорогие костюмы, а он носил один, к которому привык. И ничего с этим нельзя было сделать», – вспоминает Разия Исаевна, открывая шкаф с личными вещами Магомеда Мамаевича. Верная подруга Магомеда Мамаевича, она во многом с ним похожа: так же активна и деятельна. Она пишет книги, выполняет общественную миссию, устраивая патриотические мероприятия, и призывает не забывать о прошлом, помнить о нем ради светлого будущего. Выходя из музея-кабинета Магомеда Мамаевича, понимаешь, что тот самый желаемый эффект достигнут – получаешь наглядный пример, каким должен быть настоящий человек!