Чечень, маяк и Воржаковы
Куда ни глянь, кругом море и расстилающееся зефирное небо, до ближайшего населенного пункта 16 км по морским просторам и два километра по реке Терек. Сюда действительно непросто добраться, нелегко отсюда и выбраться. Здесь нет детских садов, нет названий у улиц и нумерации домов, вообще нет никаких культурных и социальных объектов, нет даже маленького гастронома. Есть только школа, построенная в 1942 году, и его величество маяк, возведенный аж в 1863 году! Это и есть остров Чечень! Люди живут здесь десятилетиями и уезжать не торопятся. Самое место для любителей острых ощущений.
Википедия сообщает, что в северо-западной части Каспийского моря остров – самый крупный из островов архипелага Чечень, отделен проливом Чеченский проход и тремя мелкими островами – Базар, Пичужонок и Яичный – Аграханского полуострова. Длина – до 15 км, ширина – до 10 км. Площадь – около 55 кв. км. Остров Чечень административно относится к Кировскому району Махачкалы, имеет статус села… Понять, ради чего люди не хотят менять остров на блага цивилизации, я постаралась при встрече с самими островитянами.
Этих симпатичных, умных и энергичных людей я встретила на острове. Супруги Алексей и Галина Воржаковы – смотрители маяка. К слову сказать, это очень важная и уважаемая должность. И не только здесь… Каждый день, чтобы добраться до рабочего места, начальник маяка Алексей преодолевает несколько сотен ступеней. И каждый день, находясь в своей 40-метровой аппаратной, он управляет морским пространством, помогает судам определить свое месторасположение. А Галина помогает ему. И так 36 лет они живут, как говорится, рука об руку у маяка.
Маяк, несмотря на свое четкое служебное предназначение – указывать путь кораблям, – вызывает еще и романтические ассоциации, привлекает отшельников, путешественников и экстремалов. Однако вход на его территорию строго запрещен. Не исключение и мы, журналисты, и уж тем более с фото- и видеокамерами. Уединенный мир его обитателей знаком не многим. Можно сказать, мои собеседники – регуляторы времени и пространства, им есть что рассказать о своей необычной профессии на необычном острове.
– Когда отключают электричество, чтобы подняться без происшествий, беру с собой на всякий случай фонарь, хотя за свой век работы спокойно, с закрытыми глазами могу добраться до любой точки на башне. И каждый раз думаю о тех, кто работал на моем месте в ХIХ веке, – рассказывает Алексей Воржаков, в то время как Галина составляет список продуктов и медикаментов, необходимых на две недели. Случилась оказия: племянник Николай едет в город. А выбраться с острова, сами понимаете, – это не то, что в соседний городок съездить: добираться до мало-мальской цивилизации большой земли надо морем и в полный штиль. Историю основания маяка его смотрителям приходится рассказывать лишь заезжим журналистам. По накатанной системе рассказ начинается так: «Маяк – единственная достопримечательность острова Чечень. Высота – 40,5 метра. Впрочем, все здесь сохранилось в первозданном виде. В 1855 году командир Астраханского порта, капитан 1-го ранга Р. Г. Машин, осмотрев берега Каспийского моря, предложил «оградить мореплавателей от косы, тянущейся по параллели от острова к востоку». Р. Машин сам разработал план строительства. 11 октября 1863 года маяк начал светить. Хотя он и обезопасил существенно мореплавание в этом районе, крушения судов у Чеченской косы все же случались. Поэтому на маяке служили люди, способные оказать помощь экипажу тонущего судна. Была у них спасательная лодка и усиленная команда из военных моряков, назначаемая командиром Бакинского порта. Для защиты от разбойников, частенько здесь орудовавших, персонал был вооружен», – рассказал Алексей.
– На первый взгляд может показаться, что работа маячника скучна и рутинна. Но это заблуждение, – говорит Галина. – Ведь надо еще следить за маячным хозяйством. Скучать лично мне здесь некогда. Не знаю, как для Алексея, – шутя говорит она. – Это не просто работа, за десятилетия службы маяк стал что дитя родное. Я ведь коренная островитянка. Выросла на море, и родители, и прабабушки с дедушками тоже родом отсюда. Конечно, жизнь во многом здесь изменилась. Стало скучно и пусто. Например, от клуба остались только поваленные колонны. Рядом стоит памятник, в котором когда-то можно было узнать Ермолова. Как могли этот объект гордости островитян разобрать по кирпичику! Хотя нам грех жаловаться. В отличие от других жителей, у нас хотя бы работа есть. Вот и наш сын упорхнул в Москву за красивой жизнью. Молодежь никакой рыбой не удержишь.
– Ну что ты говоришь! Какая рыба! Ее практически не осталось, – с горечью перебивает супругу Алексей. – Я вот помню, когда маленький был, так боялся зайти в воду, чтобы случайно не напороться на острую спину осетра. Вот тогда была рыба, бери – не хочу!
8 июня исполнилось 208 лет, как император Александр I утвердил «Положение о содержании маяков и штате маячной команды», по-простому – День маяка. Малоизвестный профессиональный праздник. Но это нисколько не огорчает Воржаковых.
– Главное – чтобы было чем и кому светить. «Маяки – святыни морей, они принадлежат всем и в то же время неприкосновенны, как полпреды держав» – такой вот бытует лозунг. Не помню, где именно это вычитал, но мысль сия показалась вполне правдивой и красноречивой. Запомнил, – говорит Алексей.
Думаю, запомню и я.
В километре от маяка – старое христианское кладбище, кое-где уже занесенное песком. Сохранились каменные надгробные плиты конца ХIX века. Пустынно, одиноко. Да еще повсюду десятки брошенных домов. Замаскировать тоску пытаются одинокие деревья, единственный на острове колодец с питьевой водой и памятник павшим в Великую Отечественную войну солдатам. Тридцать фамилий – ровно столько солдат ушли с острова на фронт. Местная школа № 23 – что оазис в пустыне. На фоне полнейшей разрухи она подает признаки хоть какой-то жизни. Говорят, в военные годы под нее перестроили церковь.
Знакомясь с повседневной жизнью хранителей маячного огня, невольно отмечаю: подобное ревностное служение избранному делу – нынче большая редкость. Желаю крепкого здоровья стражам ночного светила.