Центр, где растят таланты
Современный этап развития нашего государства характеризуется бурными преобразовательными процессами в различных областях общественной жизни, существенным обновлением всей системы сложившихся отношений в обществе.
Важной и актуальной задачей современного образования является ориентация на развитие творческой личности, способной осознанно строить свои отношения в различных жизненных ситуациях, становиться «автором» собственной жизни.
В связи с этим возрастает роль учреждений дополнительного образования. Одно из таких – Буйнакский районный центр развития одаренности имени Зайнала Бамматова (БРЦРО). О его деятельности нам рассказала директор Центра Аида Залимханова.
– Для начала хочется узнать об истории создания Центра развития одаренности.
– Официально наш центр был открыт в январе 2013 года. Но работа с одаренными детьми велась мной, как заместителем начальника Управления образования Буйнакского района, с 2011 года. А до этого я 14 лет проработала завучем республиканской школы-интерната, что позволило накопить серьезный педагогический опыт, увидеть недостатки образовательной системы и сформировать четкое представление о дальнейшей работе с детьми.
Предложение о создании Центра развития одаренности было морально и материально поддержано главой Буйнакского района Даниялом Шихсаидовым, который не только помог воплотить идею в жизнь, но и принимает самое активное участие в наших мероприятиях и приветствует все начинания.
– В чем особенность вашего Центра? По каким направлениям здесь обучаются дети?
– БРЦРО – это место, где происходит масса удивительных открытий. Мы готовим новое поколение России – человека, всесторонне развитого и готового к быстро меняющимся вызовам современного общества. Сегодня Центр развития одаренности – это свыше 52 образовательных модулей, 40 педагогов и более 2 200 школьников (включая 1 423 детей из Банка данных одаренных и отличников и 808 детей, задействованных в кружках), мотивированных к учебно-научной и творческой деятельности.
Основные направления Центра – естественно-научное, социально-гуманитарное и культурологическое, в рамках которых и реализуются основные образовательные программы.
В центре осуществляется учебно-исследовательская и проектная деятельность, функционируют клубы самореализации и творчества, проводятся интеллектуальные игры, тренинги, встречи с интересными людьми и так далее. На базе Центра реализуется немало интересных и важных проектов, к примеру, «Лучший ученик года», «Защита исследовательских проектов», «Праздник детства», телемост с Канадой, арт-медиапроект «Мир глазами детей, руками детей», проект-конкурс «Проба пера» и многие другие.
– Какие из достижений центра за годы работы вы считаете основными?
– Мы являемся обладателями 5 грантов Президента Дагестана. В 2014 году наш центр занял первое место в республике среди учреждений дополнительного образования. Два первых, два вторых, два третьих места в республике заняли наши педагоги за авторские программы дополнительного образования. 16 мест в республиканских конкурсах по дополнительному образованию среди детей и взрослых (6 первых, 6 вторых и 4 третьих), 10 победителей и призеров во Всероссийских конкурсах. За этими наградами стоит титанический труд и безграничный энтузиазм работников Центра, а также талант и способности выявленных нами детей.
– А как распознать в ребенке талант и помочь реализовать его способности?
– Дети – цветы жизни. Цветы красивы, всегда чисты, ярки и обязательно в течение жизни раскрываются, только у каждого цветка свое время. Так и дети: все талантливы от рождения, но только кто-то раскрывается уже в первом классе, а кому-то нужны годы, чтобы найти себя и реализоваться. Основной метод выявления способностей, заложенных в ребенке, – наблюдение, созерцание детей в действии. Необходимо создать среду, в которой ребенок захотел бы действовать. Для нас – учителей, как людей образования, в рамках проекта «Одаренные дети» важно открыть в ребенке способность в отношении конкретного предмета, возможно, нескольких предметов. Важно понимать, что трудолюбие и стремление тоже есть дар. И если ученик трудится и стремится, он, несомненно, заслуживает повышенного внимания.