Без масок
Недолгие размышления на тему «Как провести свободный вечер в Махачкале» разрешила радиореклама: первая российская постановка по пьесе израильского драматурга Идо Нетаньяху «Хэппи Энд». История о зарождении фашизма в Германии и его влиянии на весь мир. Глубокий идейный смысл пьесы, отлично переданный талантливыми актерами, расстраивает только публика, а точнее – ее отсутствие.
Коммерческий директор Русского драматического театра Тимурлан Кадиев утверждает, что на премьерных спектаклях наполняемость зала составляет 80–90 %. А вот с ветеранами репертуара картина обстоит иначе: те, кто спектакль уже видел раньше, на него не придут. Это логично.
Кажется, все театры уже свыклись с тем, что ряды их посетителей заметно поредели. Более того, бить тревогу никто не собирается. А ведь еще недавно, хотя бы в прошлом веке, когда кино уже имело хорошее развитие, театр по-прежнему служил настоящей идейной ареной: с помощью театра агитировали, просвещали, воспитывали. За тем, что показывают в театре, пристально следили, потому что знали, какое влияние он имеет. И так было всегда!
Слово «театр» от греческого – место для зрелищ. В нем органично сочетаются различные виды искусства: литература, музыка, хореография, вокал. Существуют различные виды театров: драматический, оперный, балетный, кукольный, театр пантомимы и другие. Он всегда шел в ногу со временем. Общественным положением объяснялись его расцвет или упадок и преобладание в театре тех или иных художественных тенденций. Заглянем в историю театра?
В античности театру отводилась не только огромная культурная роль, но и политическая и социальная. Не удивительно, что эти храмы культуры раньше строили в виде амфитеатра, словно сцена – это арена. И ведь на ней, не в прямом смысле, но боролись. За свободу, идею, справедливость! Впервые значимость театрального искусства отметили греки в эпоху эллинизма. Они поняли, что театр дает исключительную возможность собирать вокруг себя людей и воспитывать и едином духе, сообщать что-то общезначимое.
До появления первого театра в России в страну приезжали с гастролями иностранные труппы. Собственный театр в нашей стране появился при дворе Михаила Федоровича в 1643 году, где впервые работала труппа из русских актеров. Первая пьеса «Артаксерксово действо» длилась 10 часов, но царь досмотрел все до конца и был очень доволен. Остальные зрители после представления отправились в баню, так как считали, что после просмотра необходимо смыть с себя все грехи. После этого распространилась тенденция заводить домашние театры, которые способствовали появлению на сцене женщин. Особое положение имели императорские театры. Первый из них (Российский театр) открылся в Петербурге по поручению императрицы Елизаветы. Позже – еще один, при МГУ.
Екатерина II придавала театру высокое воспитательно-образовательное значение. Он явился в России первым проводником народности. Первой в истории русской драматургии социально-политической комедией стала пьеса Д. Фонвизина «Недоросль», где автор откровенно насмехался над своими персонажами, типичными представителями разных социальных слоев XIX столетия в России: государственными чинами, дворянами, барами-крепостниками, самозваными модными учителями. С тех пор, то есть в эпоху реализма, театр стал поднимать социальные и политические проблемы, а постановки были очень популярны! Хотя бы из классических романов мы помним, что походы в театр описывались как праздничное событие: билеты покупались заранее, а дамы и их кавалеры наряжались, да и посмотреть постановку мог далеко не каждый.
В Дагестане первый профессиональный театр был открыт в 1925 году – Русский драматический. Тогда же при нем открылась творческая студия, которая послужила основой для создания национальных театров: Кумыкского (1930 г.), а затем Аварского, Лакского и Лезгинского (1935 г.). Первый сезон в Русском театре продлился пять месяцев. С тех пор и по сей день в нем регулярно ставят произведения русских классиков и современных авторов. Национальные театры знакомят зрителей с выдающимися дагестанскими творениями литературы, причем показывают их не только городскому театралу, но и ездят по другим городам и районам с выездными концертами. Позже появляются еще и Даргинский, Азербайджанский, Ногайский театры, театры Оперы и балета и Кукольный.
Вот как комментирует ситуацию в сфере национальных театров директор Азербайджанского театра (г. Дербент) Фирдоси Аскеров:
– Наша труппа чаще всего выезжает с представлениями по городам и районам южного Дагестана. И эти спектакли и концерты всегда собирают большую аудиторию, ведь для людей в селе это хорошая возможность разнообразить свой досуг. Поэтому у выездных театров проблем с посещаемостью меньше, чем у локальных.
Сегодня поход в театр если и становится событием, но не праздничным, а скорее экзотичным. Молодые люди и вовсе не ходят туда по собственному желанию. А ведь стоимость билета ничем не отличается от растрат на поход в кино! И это при том, что театр позволяет увидеть живую актерскую игру, проникнуться таинственной атмосферой, задуматься над глубокими вопросами, которые поднимаются в спектакле, и никаких режущих слух звуковых эффектов.
Вспомните, когда лично вы в последний раз были в театре? Никогда? Очень зря!