А где же радость?
[vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]
Шамиль Гимбатович Алиев – один из ведущих российских разработчиков ракетного оружия и космических технологий, профессор прикладной математики, почетный академик Российской академии космонавтики, доктор технических наук и заслуженный деятель науки и техники России, советник Главы Республики Дагестан по науке и ВПК (военно-промышленный комплекс), руководитель Центра прикладных технологий при Министерстве экономики Республики Дагестан. Однако деятельность Шамиля Алиева не сводится лишь к конструированию оружия, он также ведет активную просветительскую работу в разных направлениях, в том числе связанную с творчеством Льва Николаевича Толстого.
«Что бы ты ни делал, делай так, как будто находишься на сцене, и на тебя смотрит весь мир».
«Крыло – это дело всей моей жизни».
«Иголка – это крыло с режущей возможностью в одну точку».
«Кризис науки начинается тогда, когда ученых много, а заказчиков нет».
«Состояние без образного состояния».
Я живу в двух мирах. Один мир – реальный, в котором есть войны и человеческая агрессия. Другой – параллельный – мир фантазии, пропорций, науки, впечатлений, эмоций. В нем есть абсолютная истина, высший разум. Здесь чувствуешь себя каплей, в которой может отразиться целый океан.
Если не быть неисправимым романтиком, ничего нельзя будет сделать. Страсти должны зашкаливать. Чем старше я становлюсь, тем сильнее становятся мои страсти.
Я всегда объясняюсь в любви к своим задачам.
У меня есть хобби – собираю проклятия на аварском языке. Одно из любимых можно сформулировать так: «Чтоб тебя не понял человек, к которому ты пришел с важным делом».
Переживание – это основа всего. Я сторонник того, чтобы вместе с языком разговаривала каждая клетка человеческого тела.
Я никогда не говорил и не говорю «я сделаю». Я говорю только о том, как я переживаю за задачу.
Первое, что отличает человека от животного, – у нас есть способность к обучению и сопереживанию. Эти два чувства являются входящими мотивами, которые способствуют сближению людей.
Человеческие переживания рождаются от страстей. Страсть понять, как устроен мир, – это самое сильное переживание, которое приходится на долю самых достойных людей. Страсти бытовые, уличные, сарайные, половые – удел других людей.
Главная задача и науки, и религии заключается в том, чтобы подвести человека под мысль о Боге, под Его тень.
Наука и религия – это два крыла бесконечного полета. Наука отвечает на вопрос «Как?» и не может ответить на вопрос «Почему?» В моем представлении наука и религия ни в коем случае не являются противоборствующими явлениями, скорее, наоборот – путь фундаментальной науки наиболее эффективен для того, чтобы погрузиться в мир наивысшего разума.
Наука – это и конкретное, и необъятное вместе.
Из всех форм удовольствия самой высшей является радость видеть и понимать.
С каждым добрым поступком на земле появляется ангел.
У меня вечная любовь к детям и старикам. Это начало и конец жизни.
Я провожу семинары под названием «А где же радость?» Радость – это смысл нашего существования. Любое действие должно приносить радость.
Переживания великих людей делают других более устойчивыми, помогают им жить полнокровно.
Мудрец успокаивает своего внука и говорит ему:
– Почему ты плачешь? Ведь у тебя есть мама, папа, бабушка, дедушка. А у меня их нет. Это я должен плакать. – А внук перестает плакать и говорит:
– Да, но ты все это прошел, а мне этот путь еще предстоит.
Победы достигаются обязательно, но во многих случаях нашим победам не хватает молчания.
Моя просветительская деятельность заключается в том, чтобы, постоянно отдавая, становиться богаче духовно. Вложить в уста ребенка идею и видеть, как она созревает, – это ни с чем не сравнимое чувство.
Просветительство – это отсутствие страха допустить ошибку.
Высказывания о Льве Николаевиче Толстом
Толстой был глубоко верующим человеком. Он знал, что чрезмерную скорость, с которой развивается технический прогресс, нужно тормозить. И этим тормозом он считал религию.
Причины человеческого заблуждения Толстой искал через математику, выявляя в задачах места нашей растерянности.
В произведении Толстого «Хаджи-Мурат» всего 20048 слов, и я совместно с коллегами составил подборку того, сколько раз было употреблено каждое слово. Пытаясь понять, можно ли сжать объем произведения, мы пришли к выводу, что невозможно убрать и предлога. Тогда мы решили попробовать выйти из жанра. Так возникла идея музицировать произведение и была написана симфония «Тайна смерти Хаджи-Мурата», которая принадлежит всемирно известному композитору Сергею Баневичу. Толстой «ждет» глобальной симфонии на повесть «Хаджи-Мурат». И я уверен, что будет огромное количество разных симфоний, одинаково посвященных ему, но показывающих повесть с разных сторон.
Однажды я пытался провести параллель между небольшого масштаба катастрофой Хаджи-Мурата и миром Толстого. Толстой не написал больше ни об одной яркой персоне на Кавказе, он был влюблен в Хаджи-Мурата. Мы задались вопросом: а за что он его полюбил?
Подавляющее большинство людей считают, что Хаджи-Мурат – это просто бесстрашный воин, из повести же Толстого следует не только это. В ней создан многослойный образ независимого человека, который не только в силу религиозных представлений подчиняется предопределенности судьбы, но и может бросить ей вызов, попытаться порвать цепи, сковывающие его интеллект. Тогда миру открывается некоторое дарование.
До сих пор в горах Дагестана поют песни о Хаджи-Мурате. Его образ ушел в мифологию.
Любая великая личность крайне противоречива. Толстой, с одной стороны, был великим гуманистом, с другой – испытывал немало бытовых и насущных проблем. Как известно, именно противоречие движет идею.
Глобальная гуманитарная программа Толстого заключалась в том, чтобы распутать противоречие между желанием жить вечно и неотвратимостью смерти.
Дух великих событий идет впереди самих событий. И сегодня уже есть завтра.
Толстой хотел поймать глобальное противоречие. Искусство, поэзия – это все-таки частные случаи, кто-то кого-то любит, кто-то кого-то – нет. А Толстой вне этой «бытовухи». Он хотел быть небольшой каплей, в которой отражается Вселенная.
Толстой никогда не будет забыт. Независимо от того, будут ли какие-то люди, допустим, чиновники, способствовать популяризации его творчества.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]