507 миллионов рублей – в казну страны!
Когда–то на заброшенном пустыре, заросшем солончаком, не было ничего, а сейчас здесь находится динамично развивающееся уникальное предприятие ЗАО «Каспий–1», не имеющее аналогов в республике, крупнейший налоговый донор.
В далеком 1996 году бывший генеральный директор – председатель совета директоров ОАО НК «Роснефть-Дагнефть», депутат Госдумы, ныне постпред РД при Президенте России Гаджи Махачев предвидел перспективы развития рынка нефтепродуктов, задумал проект и вдохнул в него в жизнь. Именно авторитет Гаджи Нухиевича сыграл определяющую роль в том, чтобы в состав учредителей завода, кроме «Роснефти-Дагнефти» и ООО «Автотранс», вошла американская фирма «J. Redd Inc.». Несмотря на то, что Дагестан уже тогда считался рисковым регионом и геополитическая ситуация в ту пору вокруг республики была напряженной, техническое оснащение завода взяла на себя американская сторона. Так что оборудование на заводе импортное, передовое. Официально предприятие было зарегистрировано в 1996 году при Минэкономики РФ. Дальнейшее свое развитие «Каспий-1» получил в 1998 году, когда гендиректором был назначен Магомед-Хабиб Адиев. Он работал главным инженером управления нефтесервиса ОАО НК «Роснефть-Дагнефть». Человек большой, неуемной энергии, творческой инициативы, профессионал своего дела.
«Нефтяная» закалка
Изначально завод должен был перерабатывать бакинскую нефть, для чего была сделана присоска к магистральному нефтепроводу «Баку – Новороссийск». С учетом этого были рассчитаны эстакада и сырьевая база. Однако планам не суждено было сбыться. Пришлось в изменившихся обстоятельствах реконструировать некоторые технологические процессы. Эти обстоятельства не позволили заводу заработать к запланированному сроку и выйти на проектную мощность до 300 тыс. тонн в год. Практически завод до 2005 года простаивал. Хотя были пробные пуски. В месяц перерабатывали 2-3 тысячи тонн, потом снова застой, что, разумеется, негативно сказывалось на оборудовании, нарушался технологический режим. Так долго не могло продолжаться, и благодаря вмешательству Гаджи Махачева с марта 2005 года сырье на завод начали поставлять из Чеченской Республики за счет объемов НК «Роснефть». В цифрах это 12 тыс. тонн в месяц, 132 тыс. тонн в год – всего. Что составляет меньше половины мощности. И еще один немаловажный факт. Завод был ориентирован на азербайджанскую нефть, сырье это, как известно, тяжелое, а то, что «Каспий-1» получает сейчас из Чечни, отличается низким содержанием серы и других примесей. Правда, и платить за такую нефть приходится в разы больше, учитывая, что «Роснефть» продает ее Дагестану, увы, как экспортерам, по завышенной цене.
Мастерский подход
При производстве топлива и нефтепродуктов ЗАО «Каспий-1» применяет только современные технологии.
Основой предприятия являются высокотехнологичные американские установки по переработке нефти, которые являются гарантом качества продукции и возможности увеличения мощности предприятия.
Все технологическое оборудование предприятия обеспечивается мощными и бесперебойными источниками электропитания, системой водозабора и водоподготовки, системой очистных сооружений, другими необходимыми системами обеспечения, что позволяет даже в экстренных и непредвиденных ситуациях продолжать работу предприятия и производить столь востребованную на внутреннем и внешнем рынках продукцию. За качеством исходного сырья и готовых нефтепродуктов, а также процессом переработки позволяют следить установки контроля качества.
При условии работы на полную мощность завод способен обеспечить дагестанский рынок на 100% дизтопливом, бензином АИ-80 и на 50% – АИ-93.
Сейчас «Каспий-1» выпускает гостовский продукт, соответствующий стандарту Евро-2. Это дизельное топливо, мазут марки М-100, топочный керосин (для объектов ЖКХ) и прямогонный бензин-полуфабрикат, который в дальнейшем вывозится на другие российские нефтеперерабатывающие заводы.
«Мазут М-100, в котором содержание серы минимальное, пользуется хорошим спросом, – рассказывает первый заместитель генерального директора ЗАО «Каспий-1» Ризван Магомедов. – Мазут и прямогонный бензин полностью уходят на экспорт: в Италию, Грецию, страны Прибалтийской зоны. В прошлом году наша продукция уходила в Азербайджан, а сегодня через порт уходит в Турцию. На экспорт у нас уходит 70% исходной продукции, оставшиеся 30% реализуются на территории РФ, в основном это дизельное топливо».
Реалии и перспективы
Таких предприятий, как нефтеперерабатывающий завод «Каспий-1», в республике раз-два – и обчелся. Если взять экономические показатели, то за 11 месяцев 2011 года во все уровни госбюджета заводом было выплачено налогов и госпошлин на сумму 507881869 рублей. Среди 654 тысяч нефтеперерабатывающих предприятий России по всем показателям, в том числе и по количеству налоговых отчислений, ЗАО «Каспий-1» занимает 56-е место!
На предприятии создано около 400 рабочих мест, где средняя заработная плата колеблется от 10 до 15 тыс. рублей. Разве это мало для социально-экономического развития республики? Притом что завод построен на частные средства без единого казенного рубля. А вот если бы к делу подключилось государство и помогло бы заводу выйти на перспективные 1 млн. тонн в год, представляете, какая бы была отдача и сколько дополнительно рабочих мест появилось бы в Дагестане?
Эковопрос
Экологическая безопасность обеспечивается благодаря высокому уровню технической автоматизации завода и наличию современной противоаварийной системы защиты. Что касается непосредственно экологической политики компании, стоит отметить, что утилизация твердых отходов и очистка сточных вод осуществляются согласно установленным правилам и нормам. Руководство предприятия приняло все меры к тому, чтобы свести к минимуму загрязнение воздуха, строго в допустимых законом рамках. ЗАО «Каспий-1» ведет социально-ответственный бизнес, в основе которого лежит не только создание дополнительных рабочих мест в нашем регионе, но и сведение к минимуму негативного воздействия на окружающую среду.
Командный дух
На предприятии трудится высококвалифицированный персонал с опытом работы в данной сфере и отраслевыми знаниями. Сильный командный дух и сплоченность коллектива позволяют работать быстро, четко и слаженно. Основательно продуманная социальная политика – вот залог успешного развития бизнеса.
Несмотря на все трудности, связанные с тем, что завод «Каспий-1» не работает на полную мощность (территории вокруг завода распроданы под строительство жилых домов), генеральный директор завода Магомед-Хабиб Адиев не уволил ни одного сотрудника. Коллектив он решил, невзирая на экономические неурядицы, удержать. Также им было принято решение сохранить работникам зарплату и премиальные в прежних размерах. Надеемся, что трудности эти у предприятия временные, и хотя бы с наступлением весенних посевных работ в республике агропромышленные предприятия заинтересуются продукцией завода.
Без всякого сомнения, такое предприятие, как «Каспий-1», должно быть визитной карточкой, гордостью Дагестана. Ведь не каждое предприятие может похвастаться продукцией на уровне международных стандартов качества и заметным вкладом в социально-экономическое развитие республики…
Махачкала, Ленинский район, Промзона