Махачкала

140 лет форпосту на Каспии

12:07  19.05.11
0
7

В ноябре 1870 года с крепости на горе Анжи–Арка оружейным выстрелом было оповещено на весь мир, что в России стало одним  .

6140 лет прошло с тех пор, как был образован Махачкалинский морской торговый порт – единственный незамерзающий и глубоководный порт России на Каспии. Этот порт является важным стратегическим связующим звеном транспортной системы Юга России с государствами Средней Азии, Ираном, Закавказьем, другими странами региона и одним из основных составляющих крупного транспортного узла на южных рубежах России.
О прошлом и будущем Махачкалинского порта мы беседуем с его генеральным директором Ахмедом Тажудиновичем Гаджиевым.
– Деловому кругу читателей журнала «Проджи» будет интересно узнать в подробностях, каков он, порт 2011 года.
– Махачкалинский порт сегодня – это сухогрузная гавань, включающая в себя железнодорожно-паромный и авто-паромный терминал, складские помещения открытого и закрытого типов. Нефтегавань порта – это современный комплекс по переработке нефтепродуктов, оборудованный высокопроизводительными средствами обработки танкеров грузоподъемностью 13 тысяч тонн и осадкой до 8 метров. Порт осуществляет перевалку нефти, нефтепродуктов, генеральных и других видов грузов, располагая в настоящее время перегрузочными комплексами мощностью 7,9 млн. тонн наливных грузов и 1,5 млн. тонн сухих грузов в год, в том числе единственной на Каспии железнодорожной паромной переправой производительностью более 20 тыс. вагонов в год. Режим работы порта круглосуточный, круглогодичный, в отличие от других российских портов, поэтому потенциал его огромен.
Сейчас объем грузооборота Махачкалинского порта не уступает ведущим каспийским портам.
В порту функционирует свой транспортный флот. На шести причалах общей протяженностью 913 метров одновременно можно обрабатывать шесть судов современным перегрузочным оборудованием.
Главные железнодорожные пути, примыкающие к территории порта, имеют резерв пропускной способности до 10 млн. тонн грузов в год. В непосредственной близости к порту расположена самая крупная на Северном Кавказе нефтебаза емкостью 540 тыс. кубических метров единовременного хранения, которая соединена с магистральным нефтетрубопроводом Баку – Новороссийск с пропускной способностью 5 млн. тонн нефти в год.
– Что вы считаете главным своим достижением за короткое время работы в порту?
– За последнее время нам удалось снять большинство бюрократических барьеров, искусственно создававшихся в порту при оформлении документов и погрузочно-разгрузочных работах. Многие представители бизнеса, ушедшие в другие порты, начали возвращаться в Махачкалинский порт.
– Планируется ли реконструкция порта?
– В последние годы в рамках программы развития ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» реализуется масштабный инвестиционный проект, который предусматривает завершение реконструкции и развитие порта.
Привлекательность данного проекта была обусловлена и тем, что он расположен на исторически сложившихся транспортных магистралях, по которым традиционно экспортируются нефтепродукты, генеральные и другие грузы.
Данный проект предполагает дальнейшую реконструкцию существующих и строительство новых объектов перегрузочных комплексов сухогрузов и нефтегавани с образованием акватории и новой территории; строительство подъездных железнодорожных и автомобильных дорог и коммуникаций к ним.
– Каковы перспективы развития порта?
– После реализации проекта реконструкции мощность Махачкалинского морского торгового порта значительно возрастет, т. е. до 15 млн. тонн грузов в год, в том числе 10 млн. тонн нефтепродуктов и 5 млн. генеральных и других грузов, против 7,9 млн. тонн нефтепродуктов и 1,5 млн. тонн других грузов в настоящее время.
Осуществление этого проекта имеет огромное значение для экономики Дагестана и Юга России.
Махачкалинский порт весьма интересен для инвесторов – по своей сути порт является международным и одним из ключевых игроков в транспортном бизнесе на Каспии. Он вписывается в общую концепцию развития транспортного коридора «Север – Юг». Транспортировка каспийской нефти и перевозка грузов, формирующихся в Казахстане, Туркмении, Иране и других странах Каспийского региона, наиболее выгодна и уменьшает сроки доставки грузов по коридору «Север – Юг» до западных стран через Черное море.
Важным событием в жизни Махачкалинского торгового порта и Республики Дагестан в последнее время стало прибытие в порт танкера с первой российской нефтью, добытой на Карчагинском месторождении в Каспийском море, принадлежащем ОАО «Лукойл» – одной из ведущих нефтяных компаний не только в России, но и в мире. Из столицы Республики Дагестан нефть по трубопроводам пойдет в Новороссийск и дальше в Европу, в перспективе ожидается перевалка более 1 млн. тонн этой нефти через Махачкалинский порт, что, безусловно, повысит экономическую и стратегическую значимость нашего порта, обеспечит стабильной работой коллектив.
Можно сказать однозначно, что порт имеет все возможности для того, чтобы стать форпостом России на Каспии. Наш порт прослужил России и Дагестану 140 лет и, мы думаем, прослужит еще несколько столетий, принося процветание нашему региону.

Адрес: Республика Дагестан, г. Махачкала,
Портовское шоссе, 5. Тел.: (8722) 67-28-92. Представительство в Москве:
тел.:8(495)967-08-82, 8(495)967-83-85.

12:07  19.05.11
0
7

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *