Главными условиями существования СМИ как «четвертой власти» в современном мире являются: развитие рынка и становление разветвленной системы частного издательского капитала; утверждение конституционного принципа разделения властей и многопартийности; нового уровня сознания, основанного на идеях общественного договора, философии рационализма и естественных прав человека
Однако создание единой системы законодательства о СМИ для различных стран делает невозможным взаимовлияние культурных, исторических и рыночных факторов. К примеру, Австралия, Канада, Великобритания, Испания, Нидерланды, Норвегия и США не имеют отдельного закона о СМИ. Какой законотворческой базой закреплены права и обязанности СМИ? Давайте разберем на примерах нескольких стран
США
США не имеют законодательно закрепленной системы регулирования отношений в сфере массовой информации. Отдельные федеральные акты и законы штатов затрагивают различные аспекты деятельности прессы.
Интересно, что всякий раз, когда против СМИ выдвигается частное обвинение в клевете, это считается равноценным государственному вмешательству в осуществление прессой своих прав и свобод, и, следовательно, пресса может рассчитывать на защиту, гарантированную Первой поправкой Конституции США.
Великобритания
В Великобритании не существует Конституции, поэтому принцип свободы слова установлен в судебных прецедентах. Это объясняется доктриной о том, что каждый волен делать все, что не запрещено законом. Концепция свободы слова в Великобритании имеет запретительный характер. Законодательство изобилует ограничениями, установленными парламентом или прецедентным правом (в суде), в рамках которых существует свобода слова. Отсутствует закон о печати, устанавливающий права и обязанности СМИ. В то же время парламент может устанавливать ограничения свободы слова.
В Великобритании не существует влиятельного механизма саморегулирования прессы, так же, как и в США. В Великобритании клеветнической считается информация, вызывающая насмешку над потерпевшим, неуважение или ненависть к нему.
Германия
Германия считается одной из самых демократичных стран в отношении СМИ. Свобода прессы в Германии может быть ограничена такими нормативными актами, как законы о защите общественной нравственности, репутации, национальной безопасности, уважении государственных институтов, и статьями Конституции о защите достоинства личности, свободного развития личности, свободы выбора профессии, права собственности. Всякий, кто использует свободу прессы или другие свободы в целях борьбы с демократическим порядком, теряет свое право на свободу слова, но само лишение права и определения объема лишения – прерогатива федерального Конституционного суда.
Права и обязанности СМИ заключены в законах о печати земель Германии.
В Германии существует эффективный механизм саморегулирования прессы. В 1956 году был организован Германский совет печати – орган добровольного самоконтроля печатных СМИ. Учредителями совета стали федеральные союзы газетных и журнальных издателей, а также Германский союз журналистов и профсоюз работников СМИ. Любой человек может подать в Германский совет печати жалобу в связи с публикацией в СМИ. Если жалоба обоснована, то совет выносит публичное порицание, которое публикуется в том же СМИ. В Германии лицо, обвиняющее СМИ в клевете, обязано предоставить суду доказательства того, что представители прессы не проверили факты, причем сделано это было по небрежности либо намеренно.
Франция
С приходом к власти правительства Ж. Ширака в стране был взят курс на «повышение потолка» концентрации капитала до 25% и разрешение частного телевещания, после чего во французской журналистике ведущую роль стали играть финансовые корпорации. Французское законодательство защищено конституционными гарантиями свободы слова: «Свободный обмен мыслями и мнениями относится к наиболее ценным правам человека. Так, все люди могут свободно говорить, писать и делать публикации при условии, что они будут отвечать за любое злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законодательством» (ст.11 Декларации прав человека и гражданина 1789 г., включенная в преамбулу Конституции 1958 г.); разделение полномочий между центральным и региональными правительствами. Франция разделена на регионы, департаменты и муниципалитеты. Тем не менее, только национальное правительство имеет полномочия в области регулирования отношений с участием прессы.
Во Франции отсутствует какой-либо механизм саморегулирования прессы. Несмотря на это, в крупных изданиях существуют ассоциации журналистов, играющие важную роль в работе этих изданий. По французскому законодательству, клевета – одновременно и гражданское правонарушение, и преступление. Доказывать правдивость распространенной информации должен ответчик.
Италия
В Италии журналистская деятельность базируется на ст. 21 Конституции страны, гарантирующей свободу печати, Законе о печати и Законе о Союзе журналистов, являющийся профессиональной гильдией. На основании последнего документа заниматься журналистской деятельностью может любой, независимо от образования, гражданин, при условии, что он прошел 18-месячную практику в СМИ и успешно сдал госэкзамен. Поскольку аналогов такой практики «профессионализации» нет ни в одной европейской стране, положения Закона о Союзе журналистов периодически вызывают бурные дебаты в прессе.
Существуют в Италии и другие журналистские организации, в которые могут входить только те, кто считается профессиональными журналистами: Национальная федерация итальянской печати, организации «Inpgi» и «Casagit», занимающиеся социальными и страховыми вопросами. Все они принимают участие в подписании коллективного трудового соглашения с Итальянской организацией издателей газет, причем нередко, чтобы отстоять свои требования, журналистам приходится прибегать к забастовкам.
Иран
В Иране в принятой в декабре 1979 г. Конституции говорится, что «печать и пресса свободны в изложении любых вопросов, за исключением случаев, когда они противоречат основам ислама или общественным нравам». Однако в начале 80–х гг. XX в. в условиях обострения внутриполитической борьбы политика шиитского руководства в области СМИ ужесточилась: была введена предварительная цензура, закрыто большое количество газет, около 500 журналистов и писателей выдворено из страны, более 200 арестовано, а 47 казнено по обвинению в «борьбе против Аллаха» и «распространению коррупции на земле».
В настоящее время в Иране в соответствии с Законом о печати 1984 г. руководство работой СМИ осуществляет Министерство исламской ориентации и культуры. Несмотря на то, что официально цензуры в стране не существует, специально созданное Главное управление по делам печати и издательств осуществляет постоянный контроль за размещением материалов и пропорциональностью их подачи в СМИ (по международной шкале свободы СМИ Иран занимает 68 место).
Китай
В Китае, несмотря на некоторую либерализацию внутренней политики, СМИ по-прежнему находятся под жестким контролем партии и правительства, и силовые структуры неукоснительно выполняют указание главы КПК Цзян Цзэминя об усилении контроля над средствами массовой информации, чтобы «создать благоприятную атмосферу для проведения дальнейших реформ». По распоряжению китайского правительства были существенно расширены полномочия Министерства государственной безопасности и Министерства общественной безопасности, которые должны бороться с «подрывными действиями» СМИ, когда последние «допускают фабрикацию и искажение фактов, публикацию и распространение слухов и мнений, а также производство и распространение аудио– и видеоматериалов, которые ставят под угрозу национальную безопасность», при этом право определять, что именно составляет «угрозу» предоставлено полиции и госбезопасности, и их решения не могут быть обжалованы в суде.