Махачкала

Женское образование в Дагестанской области

17:08  19.03.13
0
35

[vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]

Российская система образования к началу XX века завоевала большой авторитет в мире. Выпускники гимназий владели несколькими иностранными языками и могли продолжать учебу как на родине, так и за рубежом.

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]

Право на образование получили и девочки. Первые женские училища в России были открыты в столице и в губернских городах на средства, собранные общественностью. В 1862 году их взяла под свое покровительство вдовствующая императрица Мария Александровна, и управление ими первоначально сосредоточивалось не в Министерстве просвещения, а в особом Ведомстве императрицы, которое было образовано после смерти Марии Федоровны ее сыном Николаем I.
Как обстояло дело с женским светским образованием в Дагестане в ХIX – нач. XX века, читателям «Проджи» рассказал доктор исторических наук, профессор Магомед Адухов.
– Женское образование в Дагестане имело свои существенные особенности. Долгое время оно не распределялось равномерно, а зарождалось в той среде и в тех местах, где было сосредоточено русское население. Женские школы открывались в местах дислокации воинских частей и по перемещению части закрывались.
Первое учебное заведение для девушек в Дагестане открылось 1 июля 1859 года в Темир-Хан-Шуре по инициативе В. Есиповой и А. Лосевой, с июня 1864 года оно получило право содержания пансиона. Пансион Лосевой существовал до августа 1875 года. Когда открыли в Темир-Хан-Шуре женскую прогимназию, число учениц в пансионе Лосевой резко сократилось и его перевели в Дешлагар (Сергокала – прим. авт.). Надежда Васильевна Андреева (урожденная Есипова) после закрытия пансиона сделала еще одну попытку открыть школу для приходящих малолетних детей обоего пола и всех сословий 1 сентября 1875 года. В январе 1876 года в этой школе обучалось 5 девочек и 1 мальчик. В 1877 году Андреева переехала в Дешлагар, где служил ее муж. Она получила разрешение перевести эту школу в Дешлагар как начальное двухклассное училище с пансионом и детским садом. Еще в 1871 году С. Петрова, супруга начальника 21 пехотной дивизии, ходатайствовала о разрешении открыть в Дешлагаре женское училище, но ей было отказано ввиду материальной необеспеченности содержания училища. Однако мадам Петрова при помощи знакомых устроила небольшую школу частного характера. Она на свои средства и собираемые пожертвования не только снабжала учениц всеми учебными пособиями, но некоторых из них и одевала. В ее школе учились 50 девочек. Обучение было организовано по учебным дисциплинам приготовительного и 1-го классов женских прогимназий. Одновременно девочек обучали и рукоделию. В 1873 году 21 дивизия перешла в город Петровск, и школа была закрыта.
В 1864 году супруга Дербентского градоначальника Джемарджидзе организовала начальное училище для 20 малолетних девочек из «мусульманского населения». Цель – обучение девочек домоводству, разумному ведению хозяйства, рукоделию, а также грамоте. Дети 8–10 лет принимались на полное содержание. Программа была рассчитана на 6 лет обучения. Во главе училища стояла русская надзирательница, которая обучала девочек русской грамоте, а ее помощница из мусульманок должна была обучать детей грамоте на азербайджанском языке. Через 9 лет, в июне 1873 года, училище было преобразовано в бесплатную школу.
В том же году по инициативе и под попечительством княгини Меликовой, супруги начальника области, в Темир-Хан-Шуре было открыто училище для девочек из бедных семей всех сословий. Устав его был утвержден наместником Кавказа 25 марта 1865 года. На полное содержание было принято вначале 9 учениц 8–12 лет. Жили они в пансионе, там же питались, получали одежду и учебные пособия. На содержание каждой из учениц отпускалось до 50 рублей в год. Школа имела право принимать учениц и на платной основе, которые должны были платить в год 60 рублей. Приходящие ученицы имели право на бесплатное обучение. Курс обучения был рассчитан на 3 года. В программу входили: закон Божий, письмо и чтение, первые четыре действия арифметики, рукоделие и домашнее хозяйство. В 1865 году школа обрела собственное здание. Однако в мае 1866 года надзирательница школы Ульяновская оставила место работы, другой на ее место не смогли найти. Комитет школы попросил содержательницу частного пансиона Лосеву принять училище в свое управление с условием, что оно будет переведено в ее дом. Здесь оно функционировало до 1 мая 1870 года, пока не перешло в прежний дом на попечение комитета. В мае 1872 года школа получила возможность увеличить прием девочек для обучения. Она стала бесплатной с разделением на два отделения. Программа расширилась: появились, арифметика, география, чистописание, хоровое пение. Занятия по основам мусульманского вероучения проводил приглашенный мулла.
В 1865 году наместник Кавказа Воронцов утвердил проект устава Темир-Хан-Шуринского общественного училища, открытого для бедных девиц, известного как «Дом женской бесплатной школы». Училище содержалось за счет частных пожертвований и ежегодных взносов членов общества, учредившего это училище. Здесь учились в основном дети бедных родителей, не располагавших возможностью содержать их в других городах России. Они содержались и воспитывались за счет училища, жили здесь же, получая бесплатно одежду, питание и учебные пособия. Число бесплатных учениц было ограничено из-за недостатка средств на их содержание. Желающие учиться за свой счет имели такую возможность с оплатой 60 рублей в год.
Домашняя учительница М. Серпинэ открыла женский пансион, а позже было получено разрешение преобразовать его в частную женскую прогимназию. В Петровске не было другого среднего учебного заведения, поскольку не хватало преподавателей. Приглашать на работу приходилось офицеров. Частная прогимназия открылась в составе приготовительного и трех классов. В январе 1879 года в ней обучалось 17 учениц, шестеро из них были в пансионе, а к августу того же года количество учениц в ней увеличилось до 36. Эта частная женская прогимназия просуществовала до 1881 года. Из-за нехватки преподавателей и средств она была закрыта.
29 июля 1875 года Александром II было утверждено предложение Государственного совета о преобразовании Темир-Хан-Шуринской бесплатной школы в четырехклассную женскую прогимназию с приготовительным при ней классом. Первый выпуск прогимназии состоялся в 1878 году в количестве 114 человек.
– Магомед Джабраилович, а дагестанки обучались в русских школах?
– Надо отметить, что горянки в не очень большом числе посещали светские школы. Софья Ивановна Абасова, преподавательница Темир-Хан-Шуринского реального училища и женской гимназии с 1905 года, вспоминала, что в женскую гимназию в Темир-Хан-Шуре в 1901 году поступили всего 5 дагестанок, а все остальные были русские и других наций. Дагестанцы не отдавали своих девушек в гимназию, потому что на уроках они должны были сидеть без платков.
– Были ли открыты женские гимназии?
– В начале XX в. среднее женское образование в Дагестане, было представлено тремя женскими гимназиями – в Темир-Хан-Шуре, Дербенте и Порт-Петровске. Из четырехклассных прогимназий они превратились к началу XX века в полноценные гимназии из семи и восьми классов. Кроме мужских и женских, были и школы со смешанным обучением. Среди смешанных начальных училищ нужно отметить сельское двухклассное училище в Дешлагаре, функционирующее довольно долгое время. В конце 90-х годов там обучалось 52 мальчика и 23 девочки. Смотрителем училища был Константин Павлов – выпускник Ставропольской гимназии, а учителем работал Лазар Ханасов, окончивший Темир-Хан-Шуринское реальное училище. И все-таки совместное обучение полов в начальных одно- и двухклассных школах до 1917 года дагестанским традиционным обществом еще не воспринималось.
– Отличалась ли программа мужских и женских гимназий?
– В 1913 году женские гимназии подверглись реформам: учебные программы приближались к тем, по которым учились в мужских гимназиях, увеличивались объемы знаний по физике, тригонометрии, алгебре, древним языкам. Женские гимназии, функционирующие к началу XX в., уже имели свой устав.
Обучение в них было рассчитано на семь лет, а восьмой класс был педагогическим. После семи классов воспитанницы получали аттестат учительницы начальной школы, по окончании восьми – домашней учительницы. Система оценок в женских гимназиях Дагестана была пятибалльной.
– А как обстояло дело с религиозным образованием?
– В Дагестане светское образование, в том числе и женское, существовало параллельно с мусульманской системой духовного образования. Долгое время бытовал отрицательный стереотип светского образования. Ходили слухи, что юношей и девушек, умеющих писать и говорить по-русски, будут брать в солдаты, крестить и т.д.
Однако с началом XX века светское образование женщин опережало в развитии обучение в конфессиональных школах, оно приобрело государственный характер: начальные училища и гимназии, открывались государством и финансировались Министерством народного просвещения или администрацией Дагестанской области. В 1903 году в светских школах обучалось больше девушек, чем в религиозных всех конфессий. В 1912 году организуются первые женские школы в сельской местности – в Казикумухе, в Нижнем Дженгутае и в Нижнем Казанище, а в 1913 году – в Чохе.
Итак, в результате преобразований в 1915 году в городах Дагестанской области работало 33 школы и в сельской местности – 60. Во всех 93 школах обучались 7092 учащихся, из них девочек – 2260, в том числе горянок – 317. За двенадцать лет количество девочек в светских детских учебных заведениях увеличилось примерно в 3 раза – с 993-х в 1903 году до 2260 человек в 1915 году.

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]

17:08  19.03.13
0
35

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *