Махачкала

Великий шелковый путь

16:24  19.03.13
0
157

[vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]

Одним из замечательных достижений древних цивилизаций по праву считается Великий шелковый путь. Путь, который связал Восток и Запад, – воображение сразу же рисует бескрайнее песчаное море знойной пустыни, по которой бредут караваны, нагруженные богатыми товарами.

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]

1dsВпервые в истории человечества на гигантских просторах от Средиземноморья до Тихого океана Шелковый путь соединил различные страны и народы, связал их культуры. Многие века по этому пути осуществлялся обмен идеями, технологиями, ремеслами, верованиями. Описания дорог, ведущих с Запада на Восток, встречались еще в некоторых греческих и римских источниках. Вместе с тем первое подробное описание пути из Восточного Средиземноморья от города Гиерополя до Серики (Китая) было составлено македонянином Маем. Он не был в стране серов (так он называл китайцев), а пользовался донесениями своих агентов, которые, в свою очередь, собирали сведения о восточном участке пути у жителей Средней Азии. В 1355 году служащий Флорентийского торгового дома Барди Франческа Паголотти вернулся после восьмилетней отлучки домой в Италию, за его плечами остались тысячи километров Великого Шелкового пути. Он стал автором бесценного фолианта «Практика торговли, или сочинение о далеких землях, торговых мерах и других предметах, сведения которых необходимо купцам всех стран», в котором подробно описал страны и народы, лежащие вдоль этой магистрали. Впервые же термин «Великий шелковый путь» употребил в 1877 г. немецкий ученый Фердинанд Рихтгофен в своем классическом научном труде «Китай». Шелковым путем он назвал систему дорог, связывавших различные части обширного евразийского материка.
История Шелкового пути
Хотя единая система караванных коммуникаций сложилась в Евразии только в конце II в. до н.э., отдельные ее участки возникли гораздо раньше. Согласно данным археологии, с III тыс. до н. э. функционировал так называемый Лазуритовый путь, по которому полудрагоценный камень лазурит перевозился из предгорий Памира на очень дальние расстояния на запад и на юг, до стран Ближнего Междуречья. С конца II тыс. до н.э. появился Нефритовый путь – торговля самоцветами из Центральной Азии по восточному пути в обмен на шелк из Китая.
В середине I тыс. до н.э. два пути начали сливаться: бадахшанский лазурит попал в Китай, а в Персии и в долине Инда начали шить одежду из китайского шелка. Однако пока торговля шла через длинную цепочку посредников. В формировании Великого шелкового пути решающую роль сыграл китайский чиновник Чжан Цянь. В 138 г. до н.э. он отправился с дипломатической миссией к кочевникам из племени юэчжей, чтобы убедить их стать союзниками китайской империи Хань в борьбе с кочевниками, нападавшими на империю с севера. Чжан Цянь стал первым китайцем, который побывал в Средней Азии – в Согдиане и Бактрии (Узбекистан, Таджикистан и Афганистан). Там он узнал, каким огромным спросом пользуются китайские товары, и увидел много вещей, о которых китайцы не имели представления. Вернувшись в Китай в 126 до н.э., он представил императору доклад о выгодах прямой торговли между Китаем и государствами Средней Азии. В 123–119 гг. до н.э. китайские войска нанесли поражение кочевникам-сюнну, обезопасив путь из Китая на запад. Именно с конца II в. до н.э. можно говорить о функционировании Великого шелкового пути как сквозного маршрута, соединившего все великие цивилизации Старого Света – Китай, Индию, Ближний Восток и Европу.
В товарообмене между Востоком и Западом товары шли в основном с востока на запад. В Римской империи периода ее расцвета шелковые ткани и другие восточные товары пользовались огромным спросом. Упадок античного общества и натурализация хозяйства стран Западной Европы привели к тому, что товары с Востока стали доходить, как правило, только до Византии. Лишь с XI века жители Западной Европы снова стали активно покупать восточные товары. После арабских завоеваний восточные товары распространились на всем южном Средиземноморье, вплоть до Испании.
Путешествие по Великому шелковому пути было очень длительным, трудными и опасными. Только чистое время в пути для каравана, шедшего от северных берегов Каспийского моря в Пекин, составляло 260 дней, а с учетом остановок путешествие занимало более года. Основными товарами, которые купцы везли из Китая и Средней Азии, были драгоценные камни, жемчуг, экзотические украшения, дорогая фаянсовая и фарфоровая посуда, перец, пряности, ладан, мирра, женьшень, желчь питона, ковры, полотна, красители, минеральное сырье, слоновая кость, серебро, золото, меха, монеты и многое другое. Также везли породистых скакунов, верблюдов и слонов и других животных. По Шелковому пути распространялись культурные растения: виноград, персики и другие. Но главным предметом торговли оставался шелк, который наряду с золотом превратился в международную валюту. В Средние века в географию Великого шелкового пути была включена Древняя Русь. Арабские купцы освоили бассейн Волги и добирались до русского Севера, где «отсутствует ночь летом и день зимой». В истории этой магистрали были три кратковременных периода, когда он почти полностью контролировался одним государством: Тюркским каганатом – в последней трети VI века, империей Чингисхана – во второй четверти XIII века и империей Тамерлана – в последней трети XIV века. Однако из-за высокой протяженности путей контролировать их одной стране было чрезвычайно трудно. Чаще путь контролировался несколькими крупными странами
В Средние века развитие мореплавания способствовало развитию дальней морской торговли. С открытием новых морских путей дорога из Персидского залива в Китай занимала всего 120 дней. Быстрота передвижения, возможность транспортировать значительно большее количество товаров, относительная дешевизна перевозок стали приводить к тому, что с конца XV века значение сухопутного Шелкового пути начало падать. Система Великого Шелкового пути просуществовала вплоть до пятнадцатого века. Однако уже с четырнадцатого века в связи с качественными изменениями в кораблестроении и навигации приоритет в сфере перевозок был отдан морским трассам. С этих же времен инициатива в торгово-экономических отношениях перешла к странам Запада – Португалии, Голландии, Британии.
Дербент – перекресток цивилизаций
Хотя маршруты Шелкового пути со временем менялись, можно выделить основные трассы, соединявшие Восток и Запад: южная дорога – от севера Китая через Среднюю Азию на Ближний Восток и Северную Индию; северная дорога – от севера Китая через Памир и Приуралье к Нижней Волге и к бассейну Черного моря. Между южной и северной дорогой было несколько соединяющих и промежуточных маршрутов. В среднем однодневный путь, пройденный караваном, составлял 23–26 километров.
Северная дорога пересекала Окс (Амударью) в районе Термеза (древняя Тармита) и далее расходилась по двум направлениям: от Термеза и переправ Шураб, Чушка-Гузар и Кара-Камар по долине реки Шерабад выводила к Дербенту. Путь этот от Дербента выходил к Акрабату, где в средневековье находилось согдийское поселение Кендек. Далее путь поворачивал на север и выходил в Мараканду (Самарканд). Далее – вел в Восточный Туркестан.
Роль Дербента и Дербентского прохода для маршрута Шелкового пути была велика, он был расположен в одном из самых стратегически важном и топографически удобном месте знаменитого пути, связывая Восточную Европу и Переднюю Азию.
Здесь пролегал один из важнейших участков Великого Шелкового пути, и Дербент выступал «перекрестком цивилизации», связывавшим Восток и Запад, Север и Юг.
Доктор исторических наук, профессор Муртазали Гаджиев на встрече за круглым столом, посвященным Великому шелковому пути, отметил: «Шелковый путь мы представляем себе как направление Восток – Запад, но это не одна дорога, не одна система интеграций на Кавказе. Вдоль Каспийского моря проходила важная ветвь, соединявшая две основные – северную и южную. Здесь путь приобретал другое направление Север – Юг. Именно Дербент в нашем представлении – перекресток культурной цивилизации. Шелковый путь функционировал более 2 тысяч лет. Через этот путь шла не только торговля шелком, но и обмен технологиями, достижениями науки, идеологией».
Действительно, Великий шелковый путь стал не только дорогой торговых караванов, но и дорогой этнических миграций. Именно по ней, начиная с I тыс. до н.э, с Востока на Запад шли бесчисленные потоки кочевых племен: скифы, сарматы, гунны, авары, болгары, мадьяры, печенеги и другие. По Шелковому пути также распространялись религиозные учения и идеи. Таким образом, Великий шелковый путь сыграл огромную роль в истории развития мировой цивилизации и стал связующим звеном между культурой Востока и Запада.

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]

16:24  19.03.13
0
157

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *