Махачкала

В памяти остаются требовательные преподаватели

15:57  22.03.11
0
15

Мы в гостях в Федеральном государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Хасавюртовский аграрно–экономический колледж». Как проходит подготовка специалистов для народного хозяйства, рассказал директор колледжа, человек с огромным опытом руководителя, заслуженный экономист Российской Федерации и Республики Дагестан Абдурагим Абдулзагирович Бексултанов.

– Хасавюртовский аграрно-экономический колледж – одно из старейших образовательных учреждений среднего профессионального образования. Колледж был создан в 1954 году и готовил специалистов по двум направлениям: бухгалтеров-экономистов и техников-механиков для сельского хозяйства. Это единственное образовательное учреждение в республике, выпускающее техников-механиков для села.
Первым директором был Роман Юхананович Пинхасов, который проработал в колледже до 1991 года, благодаря его целенаправленной работе было создано современное образовательное учреждение с хорошей производственной базой.
Вторым директором был кавалер ордена Дружбы Алевдин Ибрагимович Абуков, посвятивший этой работе 13 лет. А с 2004 году колледжем руковожу я.
В 2004 году в колледже обучалось на двух отделениях 408 студентов. В настоящее время более 1300 студентов обучаются только на очном отделении. Добавились две специальности – «программирование» и «автоматические системы управления производством».
Наш колледж – единственное образовательное учреждение среднего профессионального образования в России, которое в прошлом году приняло 370 абитуриентов только на платной основе. Мы 370 человек оторвали от улицы и криминала, воспитываем, обучаем, даем им современное востребованное образование.
Главный девиз педагогического коллектива колледжа – выпускать конкурентоспособных специалистов. Новые образовательные стандарты и сама жизнь требуют, чтобы помимо общих образовательных стандартов отражались на учебном процессе и местные компоненты. Потому что, в частности в Дагестане, основное производство сосредоточено на микро- и малых предприятиях, поэтому мы должны готовить специалистов именно для работы на этих предприятиях, а не для колхозов и совхозов, которых и в помине уже нет. Поэтому мы все это осмыслили, тщательно изучили потребности рынка труда, наши преподаватели выпустили по этим вопросам публикации, и определили вектор, что наш специалист должен знать вместе с базовой специальностью: выпускник должен быть хорошо адаптированным в современной структуре производства, хорошо знать офисное дела, налоги и налогообложение, трудовое право, кредитную политику. Вот такого всесторонне развитого специалиста мы стараемся выпустить. Что касается механиков, то самые крупные общественные сельскохозяйственные производства у нас разрушены, и мы готовим механиков для заправочных станций и технического обслуживания, для строительных организаций и фермерских хозяйств, приобрели самое современное диагностическое оборудование, чтобы выпускать специалистов со знаниями компьютерной диагностики, имеющих практические навыки для работы.
В настоящее время мы проводим в колледже большую работу по внедрению новых образовательных стандартов. Часто многих они пугают. Я лично считаю, что это все даже немного запоздало, что это все давно отражено в европейском образовании, мировом образовании. Суть заключается в том, что ранее мы обучали правилам, теории, и очень мало внимания уделяли практике, а новые образовательные стандарты на первое место ставят не знания студента, а его умения.
Могу привести пример на программе изучения иностранных языков: в ней слишком детализированное изучение грамматики языка. Грамматика, конечно, важна, но в первую очередь студенту необходимо умение говорить, общаться, уметь читать технические характеристики машин и оборудования, сносно общаться на изучаемом языке. И этому человеку очень в редких случаях приходится пользоваться грамматикой. Мы ориентируемся на то, чтобы выпускаемый студент знал полторы тысячи иностранных слов.
Сейчас перед всеми преподавателями стоит такая задача – перестроить свою работу. И центром такой перестройки у нас является информационно-методический центр, где мы с преподавателями проводим немало обсуждений, как эту перестройку провести. Ключевым моментом для нас является то, что студент XXI века значительно отличается от студента середины и конца XX века. Поэтому в учебный процесс должны войти современные методы и технологии обучения. Наши классы оборудуются мультимедийной продукцией: из 37 кабинетов у нас 16 оборудовано интерактивными досками. Мы приобрели учебные фильмы, электронные учебники, возможности интерактивной доски очень большие. Эти средства обучения, конечно, остаются вспомогательными, так как на первом месте по-прежнему остается преподаватель, а не компьютер. Но у преподавателя появляется больше возможностей еще и визуально показать, объяснить в довесок к тому, что было сказано на уроке. Для нашего колледжа это очень важно, поскольку у нас из 4 специальностей 3 – технические.
В колледже работает ряд преподавателей, которые близко подошли к тому портрету преподавателя XXI века, который мы хотим сегодня видеть. Но и проблемы есть: в прошлом году мы приняли на работу 43 преподавателя, а оставили на постоянную работу всего 11 человек. Считаю: чтобы учить, преподаватель сам должен знать свой предмет. Раньше преподаватели жаловались, что школа плохо готовит выпускников, и они идут к нам с очень низким уровнем знаний. Да, такие проблемы есть, но наша задача заключатся не в том, чтобы ревизовать работу школы, а в том, чтобы обучать студентов. Считаю, что многое зависит от педагогического мастерства преподавателей. Вообще, работа преподавателя – это одна из самых трудных специальностей.
Один из главных моментов в работе учителя – правильная мотивация будущего урока. Мотивация – это ключ к побуждению мыслительного процесса у студента, его способности воспринимать. Те преподаватели, которые правильно мотивируют урок, дают высокую результативность. Помимо этого мы должны мотивировать студента на его будущую специальность, даже на его будущую жизнь и проблемы, с которыми он, вероятно, встретится. Второй момент, над которым работает наш коллектив – это дифференцированный или индивидуальный подход в обучении. Я уже отметил, что к нам идут студенты и с хорошими знаниями, и с посредственными, и с очень низким уровнем знаний. Но из всех мы должны подготовить конкурентоспособных специалистов. Это задача очень трудная. Поэтому нужны дифференцированные подходы в опросе, в обучении, в создании психологического комфорта на уроке. Над всем этим мы работаем, и есть серьезные результаты.
На эту должность я пришел после того, как более 14 лет возглавлял Хасавюртовский район, и давно заметил такой парадокс: многие предприятия Хасавюрта, Хасавюртовского и соседних районов нуждались в специалистах, и в тоже время не все наши выпускники могли устроиться на работу. И все это потому, что они не были адаптированы к сложившемуся рынку труда. Поэтому наша первая задача – выпускать специалистов, адаптированных к существующейся структуре производства. Мы изучили, какие требования предъявляет сегодняшний работодатель к выпускникам, обсудили это, и уже 4 года идем по этой программе. Новые образовательные стандарты предполагают, как говорят, не правила, а выполнение упражнений, а мы гораздо раньше осознали эту необходимость, что существенно повысило уровень трудоустройства наших выпускников. Был и такой момент, что в ходе проведения преобразований выявилось, что часть преподавателей сами до конца не представляли сущность всего, чему они хотят обучить студентов. Много было жалоб на необъективность при приеме экзаменов, присутствие негативных моментов, и с 2005 года поэтапно в колледже было введено компьютерное тестирование. Все экзамены теперь проводятся на компьютерах, без вмешательства какого-либо субъективного компонента. Компьютер выставляет оценку, и никто не может вмешаться в процесс. Мы не только сэкономили время, но и остановили поток родителей, недовольных отдельными преподавателями колледжа. Эти проблемы теперь ушли – на компьютер никто не жалуется. В текущем году весь колледж планируем сделать объектом видеонаблюдения. Пока только коридоры и проходная под видеонаблюдением, а новая система будет даже снабжена встроенными чипами, для контроля качества преподавания мы будем видеть ход урока, как преподаватель излагает материал, спрашивает его со студентов, и какая дисциплина на уроке. На уроке не должно быть пустословия со стороны преподавателей. Пустые слова опустошают души студентов, мерзкие слова омертвляют, и лишь глубоко продуманные и мотивированные уроки обогащаются и дают хорошие знания. Ведь в памяти выпускника всегда остаются требовательные и высокоэрудированные преподаватели.

15:57  22.03.11
0
15

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.