Странствия огурца по миру. Остановка – Кубачи
Говорят, что во всем мире не сыскать умельцев, равных кубачинцам по работе с драгоценными металлами. Да, далеко за пределы аула ушла слава о златокузнецах. На фоне ювелирного дела робко заявляет о себе малоизвестный вид искусства, популярный больше внутри села, восхищающий всех женщин и ставший объектом исследования ученых, – золотая вышивка Кубачи.
– Начало истории развития вышивки в Кубачи относится к XVII–XVIII векам. Вышивали в основном предметы одежды: головное покрывало, подзоры-полоски к ним, детское и свадебное чухта, войлочную обувь. Сегодня в основном вышивают к1азы — большие платки. Кубачинские к1азы во все времена выделялись особой нарядностью. Вышитые платки, парчовые платья одевали только по случаю свадьбы родственников и других важных торжеств. Их бережно хранили в сундуках. Мать передавала часть этих вещей своим дочерям в качестве приданого или невестке сына, – рассказывает кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Фатима Гаджалова. – Обычно узоры вышивают по всему полю белого покрывала. Для украшения обязательно использовались и полоски – подзоры вместе с бахромой, подшивались к одному из концов накидки.
Молодые девушки, в отличие от взрослых женщин, не носили покрывал из дорогих тканей и с золотой вышивкой. Трудолюбие и терпение девушек воспитывалось именно этим кропотливым занятием. Каждая невеста-кубачинка должна была изготовить в качестве подарков родственницам будущего мужа несколько к1азов, украшенных вышивкой, в том числе золотыми нитками. Носить «узорчатый» платок полагалось с 13–14 лет, сегодня уже с 15–16 лет, а до этого возраста завязывают обычные косынки. Раньше под платком, носили головные уборы – чухта, полностью закрывающие волосы. Детские чухта вышивалась золотой нитью. Узор состоял из нескольких рядов. В прошлом чухта кубачинской невесты вышивались золотыми или серебряными нитями. В повседневных же головных уборах вместо них использовались куски нарядной парчовой, бархатной или шелковой ткани.
Войлочная обувь с загнутым носком тоже украшалась золотыми нитями. Во многих даргинских селах в состав приданого невесты обязательно входило несколько пар такой обуви, изготовленных ею для родственниц мужа. У кубачинцев это была нарядная обувь, украшенная золотой вышивкой и стежками из разноцветных шелковых ниток.
В советское время стала распространяться техника вышивания гладью белыми шелковыми и хлопчатобумажными нитями. Изображали традиционные узоры къялкъуссе, кьац1анна, а узоры букеты бик1а тутта из мелких элементов, похожих на черневой орнамент ювелирных изделий кубачинцев. Освоению ювелирного орнамента способствовало то, что многие мужчины работали в местной художественной артели. Они рисовали узоры и на ткани, подготовленной для вышивания. В 30–40-е годы ХХ века многие кубачинские мастера стали увлекаться карандашными зарисовками узоров на бумаге, что было новым для Кубачи. Все это не могло не повлиять и на развитие вышивку. В 60-е годы навыкам карандашных зарисовок орнамента стали обучать детей в Кубачинской средней школе. Поэтому вскоре сами девушки могли рисовать на ткани понравившийся им узор. Зарисовывать узоры на ткань помогали и опытные мастерицы села. Вышивали гладью с использованием разноцветных шелковых ниток на белой хлопчатобумажной ткани. После завершения подкрашивали чайной заваркой. Это делалось для того, чтобы подзор хорошо выделялся на белой ткани покрывала.
В последние десятилетия появляются новые традиции. Ориентируясь на образцы среднеазиатских платьев, кубачинки стали создавать нарядные платья для невест, используя традиционные мотивы. Кроме того, в последние годы появилось большое разнообразие узоров. Самый распространенный – къялкъус, в виде восточного огурца. Он широко встречается в тканях, медных изделиях, вышивках народов Закавказья, Ирана, Индии. На более поздних изделиях кубачинок къялкъус выполнен с зубчиками по бокам и больше похож на лист крапивы. Также, популярен был мотив кьац1анна, буквальный смысл слова неясен. Он похож на побег подсолнуха, напоминает некоторые элементы орнамента-композиции серебряных изделий маскавнакьиш. Мотив кьац1анна, в отличие от къялкъус, обшивался по контуру шелковыми или хлопчатобумажными нитками красных и зеленых оттенков. При этом, как правило, использовался прием цветового чередования: если на одном элементе зелеными нитками обшивалась ветка мотива, а красными – его головка, то на соседнем – все было наоборот: ветка обшивалась красными, а головка – зелеными нитками. Покрывала с такими узорами были и остаются сегодня важным элементом приданого невесты. Любые другие узоры могли вышиваться по желанию самой мастерицы или ее матери.
Из старинных кубачинских традиций вышивки, имеющих не только магический, но и декоративный смысл, можно назвать прием укрупнения ведущего мотива или «уплотнения шахматки» узора на той части к1аза, которая попадает на правую теменную часть женщины в одетом виде. Эта часть покрывала всегда бросается в глаза. Такая особенность украшения покрывала связана с функцией оберега. На современных покрывалах такое встречается уже реже, – продолжает рассказывать историк, закрепляя сказанное на наглядных примерах.
– В декоративных особенностях кубачинской вышивки интересна композиция свадебного покрывала лумкитаб к1аз. Оно украшалось специальной златотканой тесьмой, пришиваемой к его боковым контурам. «Лицевой» конец покрывала украшался лучшими по качеству подзорами и бахромой. Золотая бахрома, например, ценилась по длине и наличию на ней подвесок плетеного шнура читтне. В последние десятилетия ХХ века появились узоры: эф-тутта, похожий на букву «Ф», няхъ-тутта – напоминающий на кисть руки, бакуллатутта – «бакинский узор». Необычным в этом виде покрывала было и то, что кайма и бахрома подшивались и ко второму, почти невидимому при носке концу к1аза. На других видах покрывал подобное не встречается. Именно лумкитаб к1аз определял во многом особые черты одежды кубачинской невесты.
Если учитывать значительные отличия отделки покрывал у соседних с кубачинцами даргинцев, можно сказать, что в историческом прошлом большое влияние на традиции оказала культура Индии. Об этом свидетельствует явное сходство кубачинского покрывала с индийскими полусари, что и объясняет популярность восточного огурца. Кубачинцы часто сталкивались с искусством народов Востока и легко перенимали многие культурные традиции.
Также в Дагестане в торговле во второй половине ХVII – первой половине ХVIII века большую роль играли индийские купцы. По образцы старинных к1азов можно судить, что техника выполнения золотой вышивки в прошлом была способом вприкреп, когда золотая нитка как бы выкладывала собой узор и прикреплялась тонкими шелковыми нитками. Тамбурная же вышивка кубачинцев развилась в последней четверти ХIХ века под влиянием привозных изделий из азербайджанского города Нухи (Шеки), который во второй половине ХIХ века стал известным центром тамбурной вышивки цветными шелковыми нитями по темноокрашенным материалам. К началу 80-х годов ХIХ века искусство нухинских мастеров было широко известно на Кавказе, в России. Их работы продавались на местном базаре, во Владикавказе, Пятигорске, Москве, Петербурге, за границей.В этот крупный торговый центр Закавказья с тюками домотканого шерстяного сукна, другими ремесленными изделиями выезжали многие кубачинцы. Оттуда они привозили различные товары. Фатима Гаджалова предполагает, что именно с привозных вещей наши мастерицы и переняли технику тамбурной вышивки и другие орнаментальные мотивы. Интересно, что в Кубачи появилась и комбинированная техника сочетания золотой вышивки с вкраплениями из разноцветных шелковых нитей. Золотая вышивка почти не встречается на Кавказе и за его пределами. Сегодня техника вышивания бережно хранится и передается от матери к дочери, изучается на уроках труда в местных школах, за будущее этого искусства можно не беспокоиться.