Махачкала

Современное образование: стремление к инновациям

18:22  28.07.16
0
2

«Обеспечение доступности качественного, современного образования должно быть одним из основных направлений государственной политики нашей республики. Следует приложить все усилия для развития инициативы и таланта каждого ребенка, независимо от социального статуса семьи, места проживания, состояния здоровья». Р. Абдулатипов

53 (1)В современном мире вопрос качества образования становится все актуальней, ведь обществу нужны высокообразованные, всесторонне развитые личности. О том, как образовательная сфера развивается в Дагестане, мы беседуем с министром образования и науки Республики Дагестан Шахабасом Шаховым.
– Шахабас Курамагомедович, в республике многое делается для реформирования системы образования. В чем вы видите главное достижение?
– Перед нами стоит важная задача – сохранение отечественных образовательных традиций, культуры, самобытности, но вместе с тем нам нужно адаптироваться к новым технологиям, внедрять новые образовательные стандарты, активизировать познавательную деятельность ученика, развивать его творческие способности.
Сегодня основными инструментами педагога являются не только доска и мел, как было раньше. В учебный процесс прочно внедрились новые информационные технологии: управление образовательной организацией, научная и методическая работа педагога, проектная работа, возможность дистанционного образования, сетевое взаимодействие с коллегами в районе и городе.
Сегодня у большинства образовательных организаций республики функционируют свои сайты, созданы автоматизированные базы данных, в школах используются электронные дневники.
В рамках приоритетного проекта развития республики «Человеческий капитал» во всех школах Дагестана идет процесс информатизации, во многих школах установлены интерактивные доски, на занятиях используются мультимедийные наглядные материалы.
Изменения идут и в педагогическом процессе. Внедряются новые формы и методы обучения и воспитания, организуется совместная деятельность педагога и учащегося, развиваются творческие способности учащихся, выявляются одаренные дети.
Активизировалась работа учащихся, молодых ученых, аспирантов и магистрантов по участию в различных конкурсах и грантах. Значительная часть учащихся и студентов охвачена научной деятельностью, осуществляются перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации экономики республики и страны.
– С момента вашего назначения на должность министра прошло практически три года. О каких результатах можно говорить?
– Реализован целый ряд мер, направленных на совершенствование организационной и содержательной модели выпускных экзаменов в школах. Как результат – уже третий год ЕГЭ проходит максимально объективно, без серьезных нарушений и утечек экзаменационных материалов. В этом году мы не только удержали достигнутый высокий уровень, но и дополнительно усовершенствовали технологическую составляющую ЕГЭ.
Сегодня идет обновление системы образования республики, создаются условия для реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», выполнения Майских указов Президента Российской Федерации В. В. Путина и приоритетных проектов развития Республики Дагестан.

Всероссийский фестиваль учителей русского языка и литературы, с Л. В. Дудовой

Всероссийский фестиваль учителей русского языка и литературы, с Л. В. Дудовой

– Хочется затронуть тему качества обучения. Как Министерство образования и науки Республики Дагестан проводит замеры и оценку качества обучения? И каковы показатели за последние несколько лет?
– С этой целью создан Центр оценки качества образования, ответственный за мониторинг качества обучения учащихся в образовательных учреждениях.
В период с 2013 по 2015 учебные годы, специалистами Центра оценено качество образования в 72 школах и 24 муниципальных округах. Было охвачено почти 11 тыс. учащихся. Результаты проанализированы, сделаны выводы, был составлен план по улучшению положения на местах.
В результате выявлена положительная динамика качества знаний учащихся в Махачкале, Кизляре, Избербаше, Каспийске, а также в Гунибском, Казбековском, Кизлярском, Ногай-
ском, Кизилюртовском, Буйнакском, Магарам-кентском, Сулейман-Стальском районах.
– Как вы оцениваете кадровый потенциал образовательных организаций республики? Много ли молодых специалистов сейчас приходят в школы и детские сады?
– К сожалению, результаты аттестации на первую и высшую квалификационные категории показывают недостаточный уровень квалификации педагогов (более 50 % учителей не подтвердили свою квалификацию).
В республике остро стоит вопрос нехватки педагогических кадров по ряду дисциплин, имеются вакансии учителей математики, русского и английского языков. С каждым годом неуклонно растет в общем количестве педагогов доля учителей пенсионного возраста. Принимаются меры по омоложению педагогического состава образовательных организаций всех уровней.
Чтобы повысить уровень квалификации педагогических работников, проводятся мастер-классы, обучающие семинары, подготовка учащихся к ЕГЭ. В районы республики были командированы 168 высококвалифицированных педагогов из Махачкалы, Дербента и Хасавюрта. Созданы Центр качества образования, Центр сопровождения образовательных программ, Центр методического обеспечения для всех уровней образования, определены секторы образовательных проектов, электронного образования и по работе с детьми с особенными потребностями, перед которыми будут стоять новые функции и задачи для улучшения качества образования.
Подписаны соглашения о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам повышения качества образования в республике с министерствами образования Северной Осетии – Алании, Ингушетии, Чечни, с Российской академией образования, Институтом русского языка и культуры при МГУ им. М. В. Ломоносова, Российским университетом дружбы народов.
– Не секрет, что в Дагестане существует большая проблема с нехваткой мест в детских садах, многие школы переполнены. Что сейчас делается для того, чтобы исправить ситуацию?
– Действительно, дошкольным образованием охвачены 93 тыс. детей, или порядка 30 % общей численности детей дошкольного возраста. Принимаемые за последние годы меры позволили с 2013 года дополнительно охватить 26 тысяч детей. Введено 74 детских сада. Нами активно поддерживается и негосударственный сектор. За два года открыто 12 частных детских садов, планируется открытие еще порядка 10 в текущем году. Что касается перегруженности школ, то, действительно, в последнее время с учетом положительной демографической ситуации и оттока населения из сельской местности в города ситуация ежегодно усложняется. В настоящее время в республике функционируют 16 школ с трехсменным режимом обучения, в которых в третью смену обучаются более 2 000 детей.
Как вы знаете, Правительством республики принята подпрограмма «Содействие созданию в Республике Дагестан новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016–­2025 годы». Цель подпрограммы – переход к 2025 году всех школ на односменный режим обучения.
В рамках реализации данной подпрограммы в текущем году введено 18 корпусов общеобразовательных организаций на 6 761 ученическое место, в г. Каспийске в этом году планируется ввод школы на 1 224 места. В следующем году планируем открыть еще 3 школы в Махачкале, в общем количестве на 2 100 мест
– Какие задачи в плане развития системы образования вы могли бы определить на ближайшую перспективу?
– Наша цель – повысить доступность качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики и современным потребностям. Пристальное внимание будет уделено, прежде всего, проблемам сельской школы: укреплению учебно­материальной базы, строительству новых школьных зданий. Важно обновить содержание и технологию образования, в том числе активно использовать информационно-коммуникационные технологии.
Результаты ЕГЭ нас не удовлетворяют. Наша задача – организовать комплекс мероприятий по подготовке к ЕГЭ, который охватит не одних выпускников, а всех учащихся и всех педагогов, так как только систематический упорный труд на протяжении всех лет учебы обеспечит успешное прохождение государственной итоговой аттестации. Безусловно, решить все эти сложные задачи может только высококвалифицированный педагог. И поэтому одна из самых серьезных задач – повышение квалификации, подготовка и стимулирование творческого труда педагогов.

Решить все эти задачи нам под силу благодаря поддержке руководства республики. Глава Дагестана Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов многое делает для повышения качества образования в Дагестане. Хочется поблагодарить его за внимание и поддержку, а также поздравить с наступающим юбилеем и пожелать долгих лет жизни, новых идей и свершений на благо нашей республики!

18:22  28.07.16
0
2

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *