Современное образование: стремление к инновациям
«Обеспечение доступности качественного, современного образования должно быть одним из основных направлений государственной политики нашей республики. Следует приложить все усилия для развития инициативы и таланта каждого ребенка, независимо от социального статуса семьи, места проживания, состояния здоровья». Р. Абдулатипов
В современном мире вопрос качества образования становится все актуальней, ведь обществу нужны высокообразованные, всесторонне развитые личности. О том, как образовательная сфера развивается в Дагестане, мы беседуем с министром образования и науки Республики Дагестан Шахабасом Шаховым.
– Шахабас Курамагомедович, в республике многое делается для реформирования системы образования. В чем вы видите главное достижение?
– Перед нами стоит важная задача – сохранение отечественных образовательных традиций, культуры, самобытности, но вместе с тем нам нужно адаптироваться к новым технологиям, внедрять новые образовательные стандарты, активизировать познавательную деятельность ученика, развивать его творческие способности.
Сегодня основными инструментами педагога являются не только доска и мел, как было раньше. В учебный процесс прочно внедрились новые информационные технологии: управление образовательной организацией, научная и методическая работа педагога, проектная работа, возможность дистанционного образования, сетевое взаимодействие с коллегами в районе и городе.
Сегодня у большинства образовательных организаций республики функционируют свои сайты, созданы автоматизированные базы данных, в школах используются электронные дневники.
В рамках приоритетного проекта развития республики «Человеческий капитал» во всех школах Дагестана идет процесс информатизации, во многих школах установлены интерактивные доски, на занятиях используются мультимедийные наглядные материалы.
Изменения идут и в педагогическом процессе. Внедряются новые формы и методы обучения и воспитания, организуется совместная деятельность педагога и учащегося, развиваются творческие способности учащихся, выявляются одаренные дети.
Активизировалась работа учащихся, молодых ученых, аспирантов и магистрантов по участию в различных конкурсах и грантах. Значительная часть учащихся и студентов охвачена научной деятельностью, осуществляются перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации экономики республики и страны.
– С момента вашего назначения на должность министра прошло практически три года. О каких результатах можно говорить?
– Реализован целый ряд мер, направленных на совершенствование организационной и содержательной модели выпускных экзаменов в школах. Как результат – уже третий год ЕГЭ проходит максимально объективно, без серьезных нарушений и утечек экзаменационных материалов. В этом году мы не только удержали достигнутый высокий уровень, но и дополнительно усовершенствовали технологическую составляющую ЕГЭ.
Сегодня идет обновление системы образования республики, создаются условия для реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», выполнения Майских указов Президента Российской Федерации В. В. Путина и приоритетных проектов развития Республики Дагестан.
– Хочется затронуть тему качества обучения. Как Министерство образования и науки Республики Дагестан проводит замеры и оценку качества обучения? И каковы показатели за последние несколько лет?
– С этой целью создан Центр оценки качества образования, ответственный за мониторинг качества обучения учащихся в образовательных учреждениях.
В период с 2013 по 2015 учебные годы, специалистами Центра оценено качество образования в 72 школах и 24 муниципальных округах. Было охвачено почти 11 тыс. учащихся. Результаты проанализированы, сделаны выводы, был составлен план по улучшению положения на местах.
В результате выявлена положительная динамика качества знаний учащихся в Махачкале, Кизляре, Избербаше, Каспийске, а также в Гунибском, Казбековском, Кизлярском, Ногай-
ском, Кизилюртовском, Буйнакском, Магарам-кентском, Сулейман-Стальском районах.
– Как вы оцениваете кадровый потенциал образовательных организаций республики? Много ли молодых специалистов сейчас приходят в школы и детские сады?
– К сожалению, результаты аттестации на первую и высшую квалификационные категории показывают недостаточный уровень квалификации педагогов (более 50 % учителей не подтвердили свою квалификацию).
В республике остро стоит вопрос нехватки педагогических кадров по ряду дисциплин, имеются вакансии учителей математики, русского и английского языков. С каждым годом неуклонно растет в общем количестве педагогов доля учителей пенсионного возраста. Принимаются меры по омоложению педагогического состава образовательных организаций всех уровней.
Чтобы повысить уровень квалификации педагогических работников, проводятся мастер-классы, обучающие семинары, подготовка учащихся к ЕГЭ. В районы республики были командированы 168 высококвалифицированных педагогов из Махачкалы, Дербента и Хасавюрта. Созданы Центр качества образования, Центр сопровождения образовательных программ, Центр методического обеспечения для всех уровней образования, определены секторы образовательных проектов, электронного образования и по работе с детьми с особенными потребностями, перед которыми будут стоять новые функции и задачи для улучшения качества образования.
Подписаны соглашения о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам повышения качества образования в республике с министерствами образования Северной Осетии – Алании, Ингушетии, Чечни, с Российской академией образования, Институтом русского языка и культуры при МГУ им. М. В. Ломоносова, Российским университетом дружбы народов.
– Не секрет, что в Дагестане существует большая проблема с нехваткой мест в детских садах, многие школы переполнены. Что сейчас делается для того, чтобы исправить ситуацию?
– Действительно, дошкольным образованием охвачены 93 тыс. детей, или порядка 30 % общей численности детей дошкольного возраста. Принимаемые за последние годы меры позволили с 2013 года дополнительно охватить 26 тысяч детей. Введено 74 детских сада. Нами активно поддерживается и негосударственный сектор. За два года открыто 12 частных детских садов, планируется открытие еще порядка 10 в текущем году. Что касается перегруженности школ, то, действительно, в последнее время с учетом положительной демографической ситуации и оттока населения из сельской местности в города ситуация ежегодно усложняется. В настоящее время в республике функционируют 16 школ с трехсменным режимом обучения, в которых в третью смену обучаются более 2 000 детей.
Как вы знаете, Правительством республики принята подпрограмма «Содействие созданию в Республике Дагестан новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016–2025 годы». Цель подпрограммы – переход к 2025 году всех школ на односменный режим обучения.
В рамках реализации данной подпрограммы в текущем году введено 18 корпусов общеобразовательных организаций на 6 761 ученическое место, в г. Каспийске в этом году планируется ввод школы на 1 224 места. В следующем году планируем открыть еще 3 школы в Махачкале, в общем количестве на 2 100 мест
– Какие задачи в плане развития системы образования вы могли бы определить на ближайшую перспективу?
– Наша цель – повысить доступность качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики и современным потребностям. Пристальное внимание будет уделено, прежде всего, проблемам сельской школы: укреплению учебноматериальной базы, строительству новых школьных зданий. Важно обновить содержание и технологию образования, в том числе активно использовать информационно-коммуникационные технологии.
Результаты ЕГЭ нас не удовлетворяют. Наша задача – организовать комплекс мероприятий по подготовке к ЕГЭ, который охватит не одних выпускников, а всех учащихся и всех педагогов, так как только систематический упорный труд на протяжении всех лет учебы обеспечит успешное прохождение государственной итоговой аттестации. Безусловно, решить все эти сложные задачи может только высококвалифицированный педагог. И поэтому одна из самых серьезных задач – повышение квалификации, подготовка и стимулирование творческого труда педагогов.
Решить все эти задачи нам под силу благодаря поддержке руководства республики. Глава Дагестана Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов многое делает для повышения качества образования в Дагестане. Хочется поблагодарить его за внимание и поддержку, а также поздравить с наступающим юбилеем и пожелать долгих лет жизни, новых идей и свершений на благо нашей республики!